Существенное улучшение электронного доступа к госуслугам
03/02/2017 16:35
Существенное улучшение электронного доступа к госуслугам
03/02/2017 16:35
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Зокиржон Умаров, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Говоря о приоритетах государственной политики в Узбекистане на современном этапе необходимо выделить два принципиальных высказывания Главы государства. Во-первых, выступая на совместном заседании палат Олий Мажлиса на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан 14 декабря 2016 года Шавкат Миромонович Мирзиёев особо отметил, что при оценке деятельности государственных органов и должностных лиц основным критерием должно служить то, как обеспечивается законность, защищаются права и свободы граждан, насколько качественны и доступны для населения государственные услуги.
Во-вторых, на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан по итогам 2016 года Президентом страны отмечена важность обеспечения дальнейшего развития и действенной защиты частной собственности и предпринимательства.
При этом существенным является то, что эти мнения Главы государства находят свое претворение в жизнь. В частности, 1 февраля 2017 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства». Данное Постановление стал очередным важным шагом по кардинальному повышению качества и доступности предоставления государственных услуг предпринимательским структурам.
Так, государственные услуги по своей правовой природе являются составной частью административных процедур. До настоящего времени был принят ряд нормативно-правовых актов направленных в данной сфере.
Вместе с этим критический анализ правоприменительной практики свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, установления вертикали управления центрами «одно окно», определения системного подхода к организации и координации деятельности, а также их взаимодействия с другими государственными структурами.
В этой связи, обращает на себя внимание, что предусмотренные Постановлением Президента Республики Узбекистан меры, главным образом, направлены на недопущение волокиты, бюрократических барьеров и формализма в процессе оказания предпринимательским структурам государственных услуг, кардинальное повышение их качества и эффективности путем широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий. В частности указанным Постановлением определена передача центров «одно окно» из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан.
Это позволит повысить качество, доступность и прозрачность оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, усилит гарантии защиты их прав и законных интересов, а также обеспечит эффективность прямого диалога с народом на местах. В данном контексте выделим, что у Министерства юстиции имеется достаточный положительный опыт в сфере оказания государственных услуг.
Постановлением Президента также предусмотрено образование Республиканской и территориальных комиссий по координации деятельности в сфере оказания государственных услуг субъектам предпринимательства. Данные комиссии главным образом будут способствовать оперативному решению проблемных вопросов, препятствующих качественному и эффективному оказанию государственных услуг через центры «одно окно». При этом в качестве одной из основных задач комиссии определено выявление на системной основе имеющихся проблем с принятием необходимых мер, направленных на повышение качества, доступности и прозрачности государственных услуг, в том числе, посредством установления прямого диалога с народом на местах.
Отдельно отметим, что Постановлением предусмотрено отмена с 1 января 2018 года требования об обязательном оформлении лицензий и разрешений, выдаваемых через центры «одно окно», на специальных бланках в бумажной форме путем создания возможности получения посредством комплекса информационных систем «Лицензия» сведений о выданных, приостановленных, возобновленных, переоформленных, аннулированных, а также прекращенных действием разрешениях и лицензиях.
В целом, принятие вышеуказанного Постановления Президента и его реализация будет способствовать дальнейшему совершенствованию деятельности системы государственных услуг в нашей стране, что, несомненно, укрепит доверие населения к государству, а также воплощению в жизнь принципиальной идеи – «не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».
Мухаббатхон Тохтаева, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Анализ экономической политики показывает наличие в Узбекистане дальновидного курса, направленного на всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставление им большей свободы, устранение всех бюрократических барьеров и препон на пути развития частной собственности. Одним из важнейших механизмов реализации на практике такого курса является дальнейшее упрощение всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур для субъектов предпринимательства, что существенно улучшает бизнес – среду в нашей стране.
В этой связи, в Узбекистане находит свое применение и успешный зарубежный опыт по внедрению инструментов обеспечения доступности и прозрачности государственных услуг, повышения эффективности деятельности государственных органов по своевременному оказанию содействия предпринимательским структурам в лице единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».
Отдельно выделим, что особенностью современного этапа является концентрация усилий государства на организацию системного диалога с народом, поднятия на государственный уровень проблем, волнующих население страны. Отражением этого является и принятие Постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства», который учел поднятые субъектами предпринимательства предложения, высказанных в ходе многочисленных встреч с ними.
Мы в Законодательной палате, на основании тщательного изучения положений указанного Постановления, считаем в нем содержатся соответствующие нормы, которые существенно повышают использование возможностей современных ИКТ в процессе оформления лицензий и разрешительных документов, тем самым, ссужая и устраняя оказание государственных услуг в бумажной форме. Основным результатом реализации норм данного Постановления станет недопущение волокиты, бюрократических барьеров и формализма в процессе оказания предпринимательским структурам государственных услуг.
Со своей стороны, отмечая важность обеспечения безусловной реализации на практике всех норм Постановления Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства», считаем необходимым принять необходимые меры по совершенствованию законодательства в сфере оказания государственных услуг. Также, требует коррекции осуществляемого парламентского контроля депутатами на местах, организации заслушивания отчетов руководителей соответствующих министерств и ведомств по данной тематике. Необходимо и проведение на местах практических мероприятий в целях доведения до субъектов предпринимательства роли и значения принятого Постановления.
Нодирбек Раджабов, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Подписание Президентом Республики Узбекистан Постановления «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» является очередным шагом по последовательному внедрению достижений информационно-коммуникационных технологий в нашей стране. По мнению депутатов Законодательной палаты, такой подход является эффективным механизмом противодействия возникновению различного рода негативных явлений в среде работников государственных органов, за счет удаленного доступа предпринимателей к предоставляемым ими услугам.
В пользу данного Постановления свидетельствуют и итоги регулярных встреч депутатов нижней палаты со своими избирателями, в ходе которой представители частного предпринимательства и малого бизнеса подымали острые вопросы, связанные с недоработками в прохождении лицензионных и разрешительных процедур, подключения к инженерно-коммуникационным сетям и т.д., которые сказываются на объеме и качестве оказания государственных услуг по принципу «одно окно».
В этой связи, особого внимания заслуживает то обстоятельство, что указанным Постановлением предусмотрена реализация конкретных мер по существенному улучшению деятельности единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». В первую очередь, это касается внедрения дополнительных государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно». Одновременно, начиная с установленных сроков, будет исключена практика принятия непосредственно от субъектов предпринимательства заявлений об оказании данных государственных услуг.
Также, с 1 января 2018 года отменяется требование об обязательном оформлении разрешений и лицензий, выдаваемых через центры «одно окно», на специальных бланках в бумажной форме путем создания возможности получения посредством комплекса информационных систем «Лицензия» сведений о выданных, приостановленных, возобновленных, переоформленных, аннулированных, а также прекращенных действием разрешениях и лицензиях.
Это позволит осуществлять прием государственными органами и иными организациями, оказывающими государственные услуги через центры «одно окно», заявлений о выдаче документов разрешительного характера и лицензий в сфере предпринимательской деятельности. Также внедрение положений указанного Постановления обеспечит удаленный доступ к информации о порядке и сроках получения разрешений и лицензий в удобной для субъектов предпринимательства форме, автоматизирует разрешительные и лицензионные процедуры в сфере предпринимательской деятельности с возможностью представления субъектами предпринимательства заявлений о выдаче разрешений и лицензий в электронной форме, предоставит возможность отслеживания хода и результата рассмотрения заявлений о выдаче разрешений и лицензий, вне зависимости от места и способа обращения субъектов предпринимательства по государственным услугам, оказываемым через центры «одно окно», а также получения информации из реестров разрешений и лицензий.
В завершение отметим, что указанное Постановление служит наглядным свидетельством пристального внимания Главы государства вопросам обеспечения надежной защиты прав и интересов предпринимателей страны во взаимоотношениях с государственными органами, существенному повышению качества работы созданных в районах и городах страны единых центров «одно окно», что гарантирует прозрачность прохождения регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур с широким внедрением современных информационно-коммуникационных технологий.
01/05/2024Подробнее
01/05/2024Подробнее
$ 1 | 12697.00 | 0.000% |
1 | 13547.70 | 0.000% |
₽ 1 | 135.05 | 0.000% |