Fitch подтвердило рейтинги четырех узбекских банков в госсобственности «B+»
13/07/2017 00:06
Fitch подтвердило рейтинги четырех узбекских банков в госсобственности «B+»
13/07/2017 00:06
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Fitch Ratings подтвердило на уровне «B+» долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной валюте следующих узбекских банков: АКБ «Узпромстройбанк», АКБ «Асака», АКБ «Агробанк» и АКБ «Микрокредитбанк». Прогноз по рейтингам – «Стабильный».
Подтверждение долгосрочных РДЭ в иностранной валюте и уровней поддержки долгосрочных РДЭ всех четырех банков на уровне «B+» отражает мнение Fitch о высокой готовности властей Узбекистана оказать поддержку банкам в случае необходимости.
Данное мнение о поддержке основано на (i) мажоритарной собственности государства; (ii) роли банков в проводимой политике (в меньшей степени для Микрокредитбанка) и (iii) истории поддержки капиталом, в том числе от Фонда реконструкции и развития и Министерства финансов, которые осуществили программы рекапитализации на сумму соответственно $500 млн. и 1,2 трлн. сумов для государственных банков (включая рассматриваемые) в 2017 г. Эти взносы осуществляются поэтапно, некоторые суммы уже выплачены, а остальное ожидается до конца 2017 года.
По мнению Fitch, способность государства предоставлять поддержку в настоящее время является хорошей с учетом умеренного размера банковского сектора относительно экономики Узбекистана (отношение кредитов к ВВП около 37% на конец 2016 г.) и достаточно крупных валютных резервов. В то же время ее также следует рассматривать в контексте того, что банковский сектор является концентрированным и зависимым от поддержки, а также структурных недостатков экономики, поскольку в экспорте Узбекистана доминируют сырьевые товары и отмечается концентрация по нескольким странам, а внешние финансы в значительной степени поддерживаются переводом средств гражданами Узбекистана, работающими за рубежом.
От предыдущего плана правительства по привлечению новых иностранных инвесторов для всех четырех банков посредством продажи миноритарных пакетов отказались в конце 2016 г. Fitch полагает, что государство, вероятно, сохранит мажоритарные доли и операционный контроль в банках, и его готовность оказывать им поддержку, как следствие, должна оставаться сильной.
Подтверждение рейтингов устойчивости Узпромстройбанка и банка Асака на уровне «b» отражает приемлемые показатели прибыльности и качества активов банков на сегодня, главным образом ввиду более высокого качества заемщиков, кредиты которым частично покрываются госгарантиями. Рейтинги устойчивости Агробанка и Микрокредитбанка на уровне «b-» отражают более слабые качество активов и показатели прибыльности, поскольку эти банки фокусируются на более высокорисковых сегментах.
В то же время рейтинги устойчивости всех четырех банков продолжают отражать непростую операционную среду в Узбекистане, ограниченные коммерческие клиентские базы банков, высокую концентрацию на их балансах и потенциальные недостатки политики предоставления кредитов, что обуславливает высокие кредитные и операционные риски.
Узпромстройбанк и банк Асака согласно отчетности имели низкие показатели неработающих кредитов на конец 2016 г. (менее 1% и 2% соответственно, которые полностью покрывались резервами). Это обусловлено их сфокусированностью на экспортоориентированных сырьевой и автомобильной отраслях и высокой долей заемщиков в государственной собственности (Узпромстройбанк – 85% кредитов, банк Асака – 60%), при том что существенная доля крупных кредитов также имеет гарантии от государства (54% кредитов у Узпромстройбанка и 36% у банка Асака).
Агробанк тоже имел низкий показатель неработающих кредитов (2,5% на конец 2016 г.), но его качество активов остается ослабленным ввиду незарезервированной проблемной дебиторской задолженности (261 млрд. сумов, или 7% от всех активов), обусловленной мошенничеством в 2010 г. У Микрокредитбанка показатель неработающих кредитов был высоким на уровне 13% на конец 2016 г. ввиду финансовых сложностей у ряда сельскохозяйственных компаний.
Незарезервированная доля этих кредитов была существенной на уровне 35% от основного капитала по методологии Fitch на конец 2016 г., поскольку МКБ ожидает погашения их значительной части. В качестве позитивного момента следует отметить, что банк имеет достаточный капитал, чтобы зарезервировать эти кредиты и по-прежнему соответствовать регулятивным требованиям к капитализации.
Кредитные портфели являются более концентрированными и долларизованными у Узпромстройбанка (78%) и банка Асака (57%), хотя риски сглаживаются за счет того, что большинство заемщиков, привлекших валютные кредиты, либо находятся в госсобственности/имеют государственные гарантии, либо имеют доходы в иностранной валюте. У Агробанка и Микрокредитбанка кредиты в основном в национальной валюте и являются более диверсифицированными по заемщикам, хотя и концентрированными по сельскохозяйственной отрасли и, как следствие, подверженными риску снижения цен на сырьевые товары (например, хлопок).
Прибыльность была умеренной у Узпромстройбанка и банка Асака в 2016 г. (доходность на средний капитал (ROAE) около 11% у обоих банков) и слабой у Агробанка (2%) и Микрокредитбанка (отрицательные 11%), отражая преимущественно директивный характер операций банков (у Узпромстройбанка и банка Асака) и достаточно слабую операционную эффективность (у Агробанка и Микрокредитбанка).
Капитализация была умеренной у Узпромстройбанка («основной капитал по методологии Fitch/активы, взвешенные по риску» в 15% на конец 2016 г.), Микрокредитбанка («основной капитал по методологии Fitch/суммарные активы» в 13%), невысокой у банка Асака («основной капитал по методологии Fitch/активы, взвешенные по риску» в 11%) и слабой у Агробанка («основной капитал по методологии Fitch/активы, взвешенные по риску» в 6%, скорректированные на незарезервированную проблемную дебиторскую задолженность). Кроме того, банк Асака и Агробанк не соблюдали минимальные регулятивные требования к капиталу на конец 5 мес. 2017 г. (показатели общего капитала соответственно в 11,6% и 7,8% в сравнении с пруденциальным минимумом в 12,5%) ввиду расширения кредитования, однако это должно вскоре быть исправлено, так как до конца 2017 г. будет проведена рекапитализация всех государственных банков. Fitch ожидает, что взносы капитала от государства составят около 6% от активов, взвешенных по риску, на конец 5 мес. 2017 г. у Узпромстройбанка, 7% у банка Асака, 8% у Агробанка и 18% у Микрокредитбанка.
В то же время увеличившийся запас капитала, вероятно, будет израсходован, поскольку генерирование капитала за счет прибыли отстает от роста у всех четырех банков, а также ввиду потенциального дальнейшего снижения курса сума после уже высоких 23% за 1 полугодие 2017 г. (не в годовом выражении).
Основным источником фондирования у банков являются клиентские депозиты, а также государство и квазигосударственные структуры. Концентрация вкладчиков была высокой у Узпромстройбанка, банка Асака и Микрокредитбанка: на долю 20 крупнейших вкладчиков приходилось соответственно 45%, 70% и 46% всего клиентского фондирования. У Агробанка депозиты были более диверсифицированными (15%). Узпромстройбанк является единственным банком с существенными заимствованиями от иностранных финансовых организаций (21% обязательств). В то же время выплаты зарубежного долга у Узпромстройбанка являются небольшими (менее 5% от всех обязательств во 2 пол. 2017 г. - 2018 г.) и увязаны с погашением кредитов.
Ликвидность является комфортной у Узпромстройбанка и банка Асака ввиду хорошего запаса (ликвидные активы за вычетом краткосрочных погашений составляли около половины клиентских депозитов на конец 4 мес. 2017 г. у Узпромстройбанка и 35% на конец 5 мес. 2017 г. у банка Асака), и более низкой у Агробанка и Микрокредитбанка, поскольку эти два банка имеют высокую зависимость от краткосрочных межбанковских заимствований. Все четыре банка имеют достаточно крупный запас валютной ликвидности, чтобы выдержать существенное сокращение валютного клиентского фондирования.
Подпишись на наш Telegram-канал!
26/04/2024Подробнее
26/04/2024Подробнее
$ 1 | 12697.00 | 0.000% |
1 | 13547.70 | 0.000% |
₽ 1 | 135.05 | 0.000% |