Курсы валют от 30/09/2024
$1 – 12715.42
UZS – -0,17%
€1 – 14190.41
UZS – -0,02%
₽1 – 137.00
UZS – -0,44%
Поиск
Узбекистан 01/08/2012 Запущен новый проект ПРООН и Верховного Суда Республики Узбекистан
Запущен новый проект ПРООН и Верховного Суда Республики Узбекистан
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- «Промедление в правосудии - есть отказ в правосудии» старый, но мудрый правовой принцип, который подразумевает, что отсутствие своевременной гражданско-правовой защиты для стороны, законные интересы которого нарушены, приравнивается к отсутствию правосудия вообще. Это является принципиальным основанием, на котором базируются основные права на своевременный суд и необходимость укрепления потенциала судебной системы в области рационального и эффективного разрешение споров.

В Узбекистане проблемы в правосудии возникают в результате существенного бумажного делопроизводства, непоследовательных решений, а также трудоемких бюрократических отчетностей судей. В результате, стороны ищущие справедливости сталкиваются с проблемами своевременного решения своих споров. Таким образом, только через систематическую судебную реформу, Узбекистан может обеспечить законные права и интересы своих граждан, и эффективно поддерживать верховенство права путем расширения доступа к правосудию.

В настоящее время в стране реализована новая концепция глубокого реформирования и либерализации судебно-правовой системы, как важнейшая составляющая формирования правового государства. Осуществлена специализация судов, в частности созданы и эффективно функционируют суды по гражданским и уголовным делам, суды освобождены от таких, не свойственных им функций, как исполнение судебных решений.

Важным этапом реформирования судебной системы стало принятие в декабре 2000 года новой редакции Закона Республики Узбекистан «О судах». В нем был использован международный опыт судебных реформ и весь опыт реформирования судебно-правовой системы, накопленный за все годы независимости, а также, созданы условия для дальнейшей демократизации, совершенствования деятельности судов.

Традиционно, основное внимание со стороны доноров и международных организаций по содействию в реализации судебно-правовой реформы уделяется уголовному праву и уголовному судопроизводству. В свою очередь, гражданскому судопроизводству уделяется незначительное внимание, хотя эта сфера требует к себе более пристального внимания, так как все большее количество людей сталкиваются с проблемами защиты своих прав в гражданском судопроизводстве (более 1,5 млн. обращений за 9 месяцев 2011 года – около 60% исполняется), к тому же экономический рост страны способствует увеличению спроса на такого рода государственные услуги.

Необходимо отметить, что в среднем, по республике на одного судью приходится около 300 дел ежемесячно. Если разделить эту цифру условно на 20 рабочих дня в месяц, то ежедневная нагрузка составит по 34 дел на каждого судью. Более того, судьи тратят на бумажную отчетность более 3 дней ежемесячно или 36 дней ежегодно. На деле, потенциал судов по администрированию и рассмотрению такого количества дел недостаточен и приводит к несвоевременному рассмотрению дел и влияет на качество рассматриваемых дел. Это дела по восстановлению на работу, взысканию заработной платы (высокая доля), расторжению брака (самая высокая доля), взысканию алиментов на содержание несовершеннолетних детей (высокая доля), установлению отцовства, лишению родительских прав, выселению из жилых помещений, признанию утратившими право на жилую площадь, праву собственности, а также по спорам, связанным со сделками, и другие.

Предварительный анализ показывает, что для решения своего спора, истцы и ответчики посещают суд первой инстанции по гражданским делам в среднем 6-7 раза. Именно из-за длительности рассмотрения спора и конечнего исполнения решения, а также иных объективных причин отдельные граждане стараются решать свои проблемы вне суда.

Как показывает практика, многие граждане не могут защитить свои права только потому, что они не имеют представления, куда им обращаться, неправильно составляя свои заявления, обращаются с ними не в те компетентные органы, в которые им нужно было обратиться.

Рассматривая масштабность и комплексность настоящего вопроса, развитие гражданского судопроизводства является важным в Узбекистане. В конце июля 2012 года был запущен совместный проект «Реформа гражданского судопроизводства: эффективное судебное администрирование» (Реформа гражданского судопроизводства) Программой Развития ООН и Верховным Судом Республики Узбекистан. Проект также будет реализовываться с участием Исследовательского центра при Верховном суде, Департаментом по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов и другими организациями.

Проект «Реформа гражданского судопроизводства» будет осуществляться до конца 2014 года. Он будет состоять из нескольких взаимосвязанных компонентов направленных на укрепление гражданских судов путем внедрения передовой мировой практики в судебном администрировании, исполнение судебных решений, а также установление сотрудничества между гражданскими судом, судебным департаментом и обществом. Проект будет работать на двух уровнях, пытаясь связать механизм принятия решения на высшем уровне с пилотированием в Зангиатинском межрайонном гражданском суде, который потенциально охватывает 600 тыс. человек. Пилотный подход послужит отправной точкой для имплементации полномасштабной реформы гражданского судопроизводства. Особое внимание будет уделяться внедрению автоматизированного процесса прохождения судебного дела (Электронное судопроизводство) в пилотном гражданском суде: от подачи иска до получения окончательного решения.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал