В соответствии с утвержденной Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан повесткой дня заседание началось с рассмотрения проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2013 год, а также сокращением периодичности представления налоговой отчетности».
Данный проект закона разработан в соответствии с Концепцией налоговой политики на 2013 год, а также во исполнение указов Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур», «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» и предусматривает внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс, а также законы «О банкротстве», «О таможенном тарифе» и «Об иностранных инвестициях».
В ходе пленарного заседания депутаты отметили, что вносимые изменения и дополнения направлены на создание необходимых правовых условий для реализации утвержденной Концепции налоговой политики на 2013 год, максимально благоприятных условий для деятельности субъектов предпринимательства, в том числе путем сокращения и упрощения отчетности и порядка ее представления, а также уточнения отдельных норм законодательства.
В частности, исходя из основных направлений налоговой политики на 2013 год в отдельные статьи Налогового кодекса вносятся соответствующие изменения и дополнения, направленные на дальнейшее совершенствование налогового законодательства, создание благоприятных условий для налогоплательщиков.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» от 18 июля 2012 года вносятся изменения и дополнения в статью 50 Налогового кодекса и статью 125 Закона «О банкротстве», предусматривающие приостановление начисления налога на имущество, земельного налога, а также пени и штрафов по ранее начисленным и не взысканным платежам в бюджет при признании хозяйственным судом юридического лица банкротом на весь период процедур банкротства. Отдельные статьи Налогового кодекса также приводятся в соответствие с данным указом. Так, к финансовым услугам, освобождаемым от НДС, приравниваются услуги по электронному дистанционному обслуживанию счетов клиентов, предоставляемые банками, а микрофирмы и малые предприятия, уплачивающие общеустановленные налоги, за исключением производящих подакцизную продукцию и добывающих полезные ископаемые, облагаемые налогом за пользование недрами, исключаются из категории плательщиков обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд.
Вносимые изменения и дополнения в ряд статей Налогового кодекса предусматривают изменение сроков представления расчетов по налогам и другим обязательным платежам в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур».
Кроме того, вносимые изменения и дополнения в отдельные статьи Налогового кодекса направлены на сокращение налоговой нагрузки, а также приведение отдельных норм в соответствие с другими нормативно-правовыми актами и международной практикой.
По данному проекту закона свою позицию высказали депутаты от Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально демократической партии Узбекистана. Депутаты отметили, что принятие рассмотренного проекта закона создаст необходимые правовые условия для реализации утвержденной Концепции налоговой политики на 2013 год, а также максимально улучшит условия для деятельности субъектов предпринимательства, в том числе путем сокращения и упрощения отчетности и порядка ее представления, уточнения отдельных норм законодательства в целях однозначного их применения.
По мнению членов фракции Народно-демократической партии Узбекистана, принятие проекта закона и вносимые изменения в отдельные статьи будут способствовать увеличению бюджетных доходов и обеспечению в полном объеме финансирования расходов государственного бюджета. Вместе с этим депутаты подчеркнули, что создаваемые условия по предоставлению отчетности для субъектов предпринимательства будут способствовать дальнейшему улучшению бизнес-климата в стране.
Свою точку зрения по законопроекту выразили депутаты Демократической партии «Миллий тикланиш», отметив, что принятие законопроекта создаст условия для всесторонней правовой защиты субъектов предпринимательства. И, что немаловажно, в случае подачи жалобы в вышестоящий орган государственной налоговой службы, исполнение обжалуемого решения или действия приостанавливается, в том числе взыскание доначисленных налогов и других обязательных платежей. Депутаты также подчеркнули, что стимулирование модернизации экономики и дальнейшее совершенствование налоговой политики обозначено в программных задачах партии, в связи чем принятие данного закона одобрено фракцией.
Члены фракции Социал-демократической партии «Адолат» отметили, что одобряют принятие данного проекта закона, так как это позволит улучшить условия предоставления банками услуг по электронному дистанционному обслуживанию счетов клиентов, защитит права и интересы субъектов предпринимательства, а также создаст для них благоприятные условия. Одобряя данный законопроект, депутаты подчеркнули, что изменения и дополнения, вносимые в проект закона, полностью соответствуют партийным целям в сфере экономической поддержки, а также развития услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
После всестороннего обсуждения Законодательная палата приняла вышеуказанный закон, который впоследствии будет направлен в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан для одобрения. Депутаты также рассмотрели законопроект «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Узбекистан «О естественных монополиях».
В ходе обсуждения законопроекта депутаты отметили, что принятие данного законопроекта позволит существенно снизить концентрацию и монопольное влияние отдельных участников рынка транспортной инфраструктуры и предусматривает исключение из перечня государственного регулирования услуг «транспортные терминалы» как сферы рынка с возможным переходом и созданием конкурентной среды. При установлении на рынке транспортных терминалов элементов доминирующего положения и недобросовестной конкуренции отдельных хозяйствующих субъектов их государственное регулирование будет осуществляться в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О конкуренции».
Законодательная палата Олий Мажлиса рассмотрела и другие вопросы, относящиеся к ее компетенции.