Как сообщает пресс-служба Законодательной палаты, в нем участвовали депутаты и сотрудники Аппарата Законодательной палаты, активисты Экодвижения, представители соответствующих министерств и ведомств, крупных производственных предприятий, средств массовой информации.
На заседании была заслушана информация об экологических проблемах, принимаемых мерах по их решению, существующей системе страхования, экономических основах экологического страхования, основных принципах экологического страхования и международном опыте в этой сфере.
Было отмечено, что в настоящее время в Узбекистане уже принято более 20 важнейших законов, сотни подзаконных нормативных актов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности. Соблюдение природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности должно служить основным критерием экологической обоснованности и недопустимости экологически вредной деятельности.
Это особенно важно при осуществлении таких правовых механизмов охраны природы, как планирование мер по охране окружающей среды и регулированию природопользования, а также обеспечению страховой защиты – экологического страхования жизни, здоровья и социально-значимых интересов граждан, юридических лиц в виде возмещения причиненных убытков.
Вопросы экологической ответственности и экологического страхования, а также правовые основы создания и развития экологического страхования отражены в Конституции Республики Узбекистан, в Трудовом кодексе, Гражданском кодексе, законах «Об охране природы», «О радиационной безопасности», «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя» и других правовых документах. Однако в данных законодательных актах недостаточно раскрыты порядок осуществления экологического страхования, определения страховой суммы и страхового тарифа, размер ущерба третьим лицам и механизм его выплаты.
Выступавшие отметили целесообразность разработки проекта нового закона «Об экологическом страховании», направленного на снижение риска отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, а также создание правового механизма управления в данной сфере. В систему экологического страхования должны быть вовлечены субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие виды деятельности, отнесенные к экологически опасным по критериям, которые должны быть законодательно закреплены.
При этом экологическое страхование создает взаимовыгодную экономическую заинтересованность между страховщиком и страхователем в целях уменьшения экологического риска. Страхователь будет добиваться уменьшения загрязнения окружающей среды, так как увеличение уровня загрязнения окружающей среды будет отрицательно воздействовать на окружающую среду и здоровье человека и, в свою очередь, приводить к росту тарифных ставок страхования. В случае, если страховщик не допустит появления экологических рисков, то при дальнейшем заключении договоров страхования будет пользоваться льготными ставками страховых тарифов.
Участники «круглого стола» обобщили все поступившие предложения, которые будут использованы при подготовке проекта закона «Об экологическом страховании».