Курсы валют от 07/03/2025
$1 – 12918.36
UZS – 0,14%
€1 – 13951.83
UZS – 0,96%
₽1 – 144.65
UZS – 0,59%
Поиск
Финансы 07/03/2025 Всемирный банк: миграция может стать инструментом развития в Центральной Азии

Всемирный банк: миграция может стать инструментом развития в Центральной Азии

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Всемирный банк представил новое исследование, посвященное анализу современных миграционных тенденций, вызовов и перспектив в странах Европы и Центральной Азии. В презентации отчета приняли участие представители государственных органов, регулирующих вопросы внешней миграции, а также эксперты из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

Миграция остается одним из ключевых вызовов для региона, в котором проживает 100 миллионов мигрантов, что составляет треть от общего числа мигрантов в мире. Существенные различия в уровне доходов, демографический дисбаланс, последствия изменения климата и вооруженные конфликты продолжают способствовать росту миграционных потоков.

По данным на 2023 год, свыше 80% трудовых мигрантов из Таджикистана и Кыргызстана направлялись в Россию. В то же время миграционные потоки из Узбекистана были более диверсифицированными: 57% узбекистанцев работали в России, 15% — в Казахстане, а 10% — в Украине.

Трудовая миграция остается важнейшим источником доходов для миллионов граждан Центральной Азии. В 2024 году объем денежных переводов трудовых мигрантов составил 45% ВВП Таджикистана — это самый высокий показатель в мире в относительном выражении. В Кыргызстане доля переводов достигла 24% ВВП, а в Узбекистане — 14%.

Работая за границей, мигранты могут увеличить свои доходы в два-три раза, что оказывает положительное влияние на уровень жизни их семей. В Кыргызстане уровень бедности среди домохозяйств, получающих денежные переводы, не превышает 10%, тогда как без этих поступлений он бы превысил 50%. В Узбекистане, согласно оценкам, отсутствие денежных переводов привело бы к увеличению уровня бедности с 9,6% до 16,8%.

Доклад Всемирного банка «Дорога вперед: поддержка успешной миграции в регионе Европы и Центральной Азии» представляет детальный анализ миграционных процессов и их влияния на государственную политику. Он призван способствовать более взвешенной и аргументированной дискуссии о преимуществах и вызовах трансграничной мобильности населения.

При эффективном управлении миграция может стать инструментом для устранения социально-демографических дисбалансов в регионе. Однако, как отмечается в исследовании, ее экономический потенциал до сих пор используется не в полной мере.

Одним из ключевых факторов успешного регулирования миграционных процессов является международная координация, которая способствует справедливому распределению выгод от миграции.

В числе рекомендаций, представленных в докладе, особое внимание уделяется необходимости четкого разграничения различных категорий мигрантов для разработки эффективной государственной политики. Требуется учитывать различие между высококвалифицированными и низкоквалифицированными специалистами, а также между мигрантами, покидающими родину в поисках экономических возможностей, и теми, кто вынужден уезжать из-за вооруженных конфликтов. Государственные меры в этой сфере должны быть основаны на научных данных и согласованы как на национальном, так и на региональном уровнях.

Интеграция вопросов миграции в стратегии развития человеческого капитала и повышения конкурентоспособности национальных трудовых ресурсов также имеет решающее значение. Государствам необходимо создавать условия для получения мигрантами необходимых навыков и знаний в рамках программ, направленных на развитие внутреннего рынка труда, а также разрабатывать иммиграционные стратегии, учитывающие потребности перспективных внешних рынков.

Отдельное внимание уделяется вопросам противодействия утечке мозгов. Для этого необходимо интегрировать аспекты миграции в национальные стратегии социально-экономического развития. Власти стран-экспортеров рабочей силы могут внедрять механизмы мониторинга рынка труда и совместного финансирования образовательных программ для подготовки специалистов, востребованных как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Кроме того, важно разработать меры, стимулирующие возвращение квалифицированных мигрантов в страны их происхождения. Для этого необходимы реформы рынка труда и механизмы поддержки специалистов, имеющих международный опыт работы.

Доклад также подчеркивает важность создания безопасных и организованных миграционных механизмов. В странах-донорах рабочей силы должны действовать системы регистрации мигрантов, а с государствами, принимающими трудовых мигрантов, следует заключать двусторонние соглашения, направленные на защиту их прав. Необходимо обеспечить доступ населения к достоверной информации о возможностях трудоустройства за границей и условиях работы в третьих странах.

Государственным органам также рекомендуется добиваться переноса социальных выплат и страховых программ своих граждан в принимающие страны, что позволит обеспечить долгосрочную социальную защищенность трудовых мигрантов.
 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал