Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Показатели бедности вновь снижаются в странах Центральной Азии после непродолжительного, но интенсивного повышения в период пандемии COVID-19. Об этом сообщили эксперты Всемирного банка на региональном онлайн-брифинге по случаю Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты. Однако возвращению к устойчивым темпам сокращения бедности могут препятствовать несколько факторов, включая прогнозируемое замедление роста мировой экономики, риски для осуществления денежных переводов трудовых мигрантов и рост цен, особенно на продовольствие.
Пандемия COVID-19 практически остановила прогресс в деле сокращения бедности во всем мире, ввергнув в ситуацию крайней бедности около 70 миллионов человек в 2020 году. Страны Центральной Азии также ощутили последствия пандемии. В 2021 году Всемирный банк прогнозировал, что восстановление рынков труда, а также возобновление миграции и денежных переводов помогут странам Центральной Азии вернуться к темпам сокращения бедности, наблюдавшимся до пандемии, и продолжить добиваться ее сокращения в 2022 году и далее. Война в Украине и неожиданно стремительный рост мировых цен на продовольствие и топливо существенно усилили неопределенность, угрожая свести на нет достигнутый регионом прогресс в деле борьбы с бедностью. При этом, как было сказано в ходе организованной Всемирным банком дискуссии, несмотря на серьезную обеспокоенность тем, как глобальные кризисы могут отразиться на их жизни, большинство участников опроса «Слушая Центральную Азию» все оптимистичнее оценивают состояние местных рынков труда, а также отмечают, что в большинстве мест доходы растут быстрее, чем стоимость жизни.
Участники панельной дискуссии Всемирного банка представили последние данные по бедности в Центральной Азии, рассчитанные на основе обновленных недавно международных показателей уровня бедности: так, для стран с уровнем дохода ниже среднего (таких как Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан) черта бедности установлена на уровне 3,65 доллара США в день, а для стран с уровнем дохода выше среднего (например, Казахстан) – 6,85 доллара США в день. Согласно этим новым показателям, при использовании порога для стран с уровнем дохода ниже среднего к бедным относится около 5 миллионов человек, а при использовании порога для стран с уровнем дохода выше среднего – 20 миллионов человек. При установлении новых показателей бедности применялись актуальные коэффициенты пересчета паритета покупательной способности, при помощи которых корректируется разница в стоимости жизни между странами.
Эксперты Всемирного банка также обозначили приоритетные меры государственной политики, которые могли бы способствовать сохранению достигнутых в последнее время темпов сокращения бедности, включая переход к адресным денежным пособиям для тех, кто наиболее нуждается в помощи, вместо дорогостоящих субсидий общего характера.
«Адресные денежные пособия – эффективный способ поддержать наиболее уязвимые слои населения. В мире около 60 процентов от общего объема таких расходов направляется на поддержку беднейших 40 процентов населения. При этом во многих странах со средним уровнем дохода – например, в Центральной Азии – около половины всех государственных расходов на энергетические субсидии достается самым богатым 20 процентам населения», – сказал Уильям Зейтц, старший экономист Всемирного банка по региону Центральной Азии.
Эксперты также отметили приоритетную необходимость в государственных расходах на развитие человеческого капитала.
«Несмотря на то, что последние оценки уровня бедности в Центральной Азии указывают на обнадеживающие признаки восстановления, проблем остается много, – сказала Татьяна Проскурякова, региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии. – Одна из самых существенных – длительное воздействие пандемии на развитие человеческого капитала. Эффективные инвестиции в образование и здравоохранение – один из самых доступных для государств региона способов обеспечить их высокую отдачу для общества».
Специалисты Всемирного банка также проанализировали, как государства могут эффективнее мобилизовать налоговые доходы, чтобы защитить бедное население и финансировать необходимые государственные инвестиции. Предлагаемые меры включают:
- повышение значимости земельных и имущественных налогов, которые в настоящее время составляют очень малую часть налоговых поступлений в странах Центральной Азии;
- более активное использование здравоохранительного налогообложения, например табачных изделий, алкоголя и сахаросодержащих напитков;
- установление относительно фиксированных ставок подоходного и корпоративного налогов в странах Центральной Азии, чтобы люди со средним и низким уровнем дохода уплачивали аналогичную долю своего дохода в виде налогов.