Курсы валют от 25/04/2025
$1 – 12927.17
UZS – 0,29%
€1 – 14717.58
UZS – -0,02%
₽1 – 155.73
UZS – -0,2%
Поиск
Узбекистан 19/12/2021 Вопрос о запрете рекламы, стимулирования продаж и спонсорства табачной продукции
Вопрос о запрете рекламы, стимулирования продаж и спонсорства табачной продукции

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Недавно, при рассмотрении в Законодательной палате проекта закона «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции», отдельно обсуждалась статья касательно запрещения рекламы, стимулирования продажи и спонсорства алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина.

Касательно данной статьи мнения депутатов разделились. По мнению одних, положения данной статьи должны ссылаться на Закон «О рекламе». Другой позиции придерживаются депутаты, участвовавшие в разработке данного законопроекта, по мнению которых статья должна содержать подробное описание запретов.

На первый взгляд кажется, что оба подхода имеют свои основания, и применение одного из них, никоим образом концептуально не повлияет на цель закона. Но, если посмотреть с позиции имплементации международных обязательств страны, в частности, Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (далее – Конвенция), к которому мы присоединились в 2012 году, многие вопросы становятся яснее.

Так, можно ли применить в рассматриваемой статье проекта закона отсылочный подход?

Согласно действующей Единой методике юридико-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, «включение в текст проекта ссылок на другие нормативно-правовые акты допускается лишь в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений». В виду этого, в данной статье, которая запрещает рекламу, чтобы избежать повторений норм относительно только рекламы, можно сделать ссылку на Закон «О рекламе», который является специальным законом в сфере рекламы. В этом аспекте депутаты, поддерживающие отсылочный подход, правы.

Однако возникает вопрос, может ли Закон «О рекламе» подробно запретить и охватить вопросы стимулирования продаж и спонсорства табачной продукции, как указано в Конвенции.

Согласно статье 13.1 Конвенции «Стороны признают, что полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий». Для осуществления полного запрета, изложенного в статьях Конвенции государства-участники должны запретить рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табака, как они определены в статье 1(с) и 1(g) данной Конвенции. В статье 1(с) «реклама и стимулирование продажи табака» определяется как «любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия с целью, результатом или вероятным результатом стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно». В Статье 1(g) «спонсорство табака» определяется как «любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо с целью, результатом или вероятным результатом стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно». 

Действующее законодательство не устанавливает запрет на действия, направленные на стимулирование продажи и спонсорство табака, как это определено в Конвенции. В частности, в статье 4 Закона Республики Узбекистан «О рекламе» устанавливается запрет на рекламу табака, табачных изделий и алкогольных напитков, но, в целом, положения данного Закона недостаточно охватывают вопросы запрета стимулирования продажи и спонсорства табака. Кроме того, возникает ряд вопросов: во-первых, есть ли гарантии, что новая редакция данного Закона «О рекламе» будет соответствовать требованиям Конвенции; во-вторых, если специальный закон об ограничении распространения и употребления табачной продукции принимается в новой редакции, почему в нем нельзя подробно описать запреты, исходя из требований Конвенции.

Зарубежный опыт показывает, например, в таких странах как Грузия Россия, Эстония, Молдавия, Украина, несмотря на регулирование вопросов рекламы отдельным законом «О рекламе», были приняты другие специальные законы, устанавливающие нормы о запрете рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий. В Британии, Израиле, Турции приняты специальные законы, направленные на ограничение распространения табака, в которых важное внимание уделено запрету рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака.

Сегодня также нельзя не заметить новые тенденции в этой сфере. По мнению маркетологов, в странах, где действуют слабые законы и запреты на прямую рекламу, табачная индустрия применяет различные методы скрытого маркетинга, основная задача которых стимулировать распространение табакокурения посредством различных средств продвижения. Например, скрытая реклама табака широко распространена в Интернете. Табачная индустрия, в свою очередь, использует в социальных сетях влиятельных инфлюэнсеров (influencer) для продвижения своих товаров. В целом, результаты исследований подтверждают вред скрытого маркетинга табака и тенденцию развития в Интернете стимулирующих образов, сильно влияющих на поведение молодёжи.

С учетом вышеизложенного, целесообразно четко и детально определить в законодательстве ограничивающие нормы, направленные на запрет рекламы, стимулирования продаж и спонсорства табака. В виду этого, сегодняшний лучший подход – это установление детально сформулированных норм в статье проекта закона исходя из требований Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

 

Дониёр Тураев, заместитель директора Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал