Круглый стол был организован проектом Министерства экономики РУз и Программы Развития ООН «Поддержка Узбекистана в переходе на путь низкоуглеродного развития национальной экономики» (проект LED) и проекта ГосархитектстрояРУз, ПРООН и Глобального Экологического Фонда «Повышение энергоэффективности объектов социального назначения в Узбекистане» (проект EEPB). В работе круглого стола приняли участие свыше 50 представителей министерств, ведомств, аналитических центров и Программы развития ООН.
В презентации «Архитектура ЖКХ: баланс между централизацией и автономией» отмечалось, что текущая модель ЖКХ, представляющая собой централизованную коммунальную инфраструктуру с технологиями XX века, базирующимися на дешевой стоимости энергоносителей, все меньше соответствует потребностям быстро растущей экономики. Уровень износа коммуникаций составляет 50-70%, усиливая потери ресурсов. Оценочно в целом по стране на каждые 10% сверхнормативных сетевых потерь воды, электроэнергии и газа финансовые потери составляют около $130 млн. В жилищном фонде потери из-за отсутствия энергоэффективного «зеленого» строительства составляют $1,1 млрд.
В условиях роста требований к объему и качеству коммунальных услуг усиливается необходимость поис¬ка баланса между централизованным и децентрализованным форматом развития сектора. Однако такой «смешанный» формат ЖКХ предполагает значительные инвестиции не только для поддержания централизованной коммунальной инфраструктуры, которую нельзя заменить одномоментно, но и для развития автономных источников производства коммунальных услуг.
Генерирование инвестиций возможно путем привлечения частных инвестиций в формате частно-государственного партнерства (ЧГП). Однако это должно со-провождаться не только совершенствованием институциональной и тарифной политики, но и корректировкой принципов и правил градостроительства и усилением акцентов промышленной политики по отдельным направлениям.
Презентация основных результатов доклада вызвала оживленную дискуссию среди участников мероприятия. В частности, затрагивались вопросы необходимости разработки минимальных социальных норм потребления ресурсов, создания гибкой тарифной политики, учитывающей интересы всех слоев населения, а также проведения более обширных исследований в сфере потребления и расхода ресурсов.