Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Цены на импортные грузоперевозки выросли на 25%, на экспортные - на 35%. На 26% сократился спрос на перевозки в Россию, что может быть вызвано опасениями банков попасть под вторичные санкции. Такие данные приводит международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU».
По итогам первого квартала количество размещенных на «Бирже грузоперевозок ATI.SU» заявок на перевозки грузов в Узбекистан из других стран (импорт) выросло по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 51%. Цены на доставку увеличились на 25% в годовом выражении. Существенно вырос спрос на перевозки из России, Казахстана и Беларуси. Так, количество заявок на доставку грузов из РФ в первом квартале увеличилось на 56%, а цены подросли на 26%.
«В целом мы наблюдаем продолжение тех тенденций, которые наметились в конце 2023 года. Спрос на импортные перевозки растет хорошими темпами, что во многом объясняется экономическим развитием страны. По итогам 2023 года ВВП республики вырос на 6%, в то время как рост мировой экономики не превысил 3%, — отметил Фарид Вахидов, директор представительства «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в Узбекистане.
Между тем экспортные перевозки продолжают демонстрировать снижение, которое наметилось еще в середине 2023 года. Количество размещенных на «Бирже ATI.SU» заявок в первом квартале сократилось на 24% в годовом выражении, хотя цены при этом подросли на 35%. Незначительно уменьшилось число заявок на перевозки в направлении Казахстана и Беларуси, но на четверть сократился спрос на перевозки в Россию, что вызвало общее снижение спроса на экспортных направлениях. Таким образом, грузоперевозки между Россией и Узбекистаном и в 2024 году остаются основным драйвером рынка.
«В экспортных перевозках, особенно если говорить о российском направлении, происходит типичная коррекция после бурного «санкционного взлета».
Спрос на перевозки в направлении России сейчас сдерживают проблемы с платежами, вызванные новыми пакетами санкций и опасениями банков попасть под вторичные санкции. О таких трудностях уже говорят отдельные участники рынка. Если банковский контроль будет продолжать ужесточаться, то это может стать серьезным сдерживающим фактором для заказчиков, а значит и для рынка грузоперевозок», — считает Фарид Вахидов, директор представительства «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в Узбекистане.
Между тем товарооборот между Узбекистаном и Россией продолжает расти: в 2023 году он вырос на 11,5% в сравнении с 2022 годом. Поэтому эксперты ожидают стабилизации спроса на автомобильные грузоперевозки между странами.