Документ дополнил Правила розничной торговли такими терминами как «сетевой маркетинг», «сетевая организация» и «сбытовой агент». В Правила также включен раздел «Особенности осуществления розничной торговли путем сетевого маркетинга».
В соответствии с документом, сетевой маркетинг – это разновидность розничной реализации товаров, основанной на создании сетевой организации сбытовых агентов, распространяющих товары самостоятельно.
«Сетевая организация – это юридическое лицо Республики Узбекистан, осуществляющее торговлю на территории страны самостоятельно либо через сбытовых агентов путем сетевого маркетинга», - говорится в документе.
Как отмечается в документе, сбытовой агент – это физическое лицо – индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, непосредственно реализующий товары через стационарные торговые точки, а также работающий с потенциальными покупателями посредством принятия заказов на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице, доход которого зависит от объема продаж.
«Реализация сетевой организацией товаров сбытовым агентам осуществляется за безналичный расчет на основании договора, заключенного между ними. При этом сетевая организация должна иметь лицензию на ведение оптовой торговли», - отмечается в документе. Розничная торговля путем сетевого маркетинга осуществляется сбытовыми агентами в стационарных торговых точках.
Вне стационарных торговых точек сбытовые агенты работают с потенциальным покупателями посредством принятия заказов на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице. При этом сбытовые агенты не должны навязывать товары потребителям, не выразившим интереса к их покупке, а также должны прекратить предлагать товары по первому требованию потребителя.
Сбытовыми агентами заказы принимаются на покупку того или иного вида товара у покупателей при непосредственном общении. Сбытовой агент оформляет заказ на бланках в двух экземплярах, один из которых отдается покупателю.
«Сбытовой агент обязан подробно раскрывать потенциальному покупателю сведения при предложении товаров об их производителях, странах происхождения, качественных характеристиках, наличии каких-либо ограничений и возможных дополнительных платах», - подчеркивается в документе.
В документе отмечается, что запрещается реализация через сбытовых агентов путем сетевого маркетинга биоактивных добавок (БАД), лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Прием платежей от потребителей сбытовыми агентами должен осуществляться только в стационарных торговых точках с использованием контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и платежных терминалов.
Запрещается привлекать в качестве сбытовых агентов лиц, младше 18 лет и учащиеся средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.
При осуществлении сетевого маркетинга запрещается установление минимального количества товаров, которое должен приобрести сетевой агент для заключения договора, и взимание платы в виде членского взноса.
Правительство поручило государственным органам усилить работу по выявлению и недопущению незаконной поставки товаров на территорию Узбекистана, их транспортировки и реализации в форме «сетевого маркетинга».