На данном мероприятии приняли участие руководители заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций Республики Узбекистан, эксперты Группы Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, представители средств массовой информации.
Как отметил Президент Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров по обсуждению итогов социально-экономического развития страны в 2014 году, важнейшими приоритетными направлениями экономической программы на 2015 год являются снижение уровня государственного присутствия в экономике и коренное изменение принципов и подходов в системе корпоративного управления.
В частности, Руководитель государства особо подчеркнул необходимость критической оценки уровня государственного присутствия в экономике, сокращения его до стратегически и экономически обоснованных размеров и провести полномасштабный критический анализ наличия и эффективности присутствия государственных долей в отраслях экономики, на этой основе определить меры по значительному увеличению доли частного сектора в экономике.
Исходя из поставленных задач, Госкомконкуренции будет усилена работа по изучению и внедрению зарубежного опыта, в настоящее время разрабатываются Программные меры по коренному изменению принципов и подходов в системе корпоративного управления, где предусмотрено внедрение на основе лучшей зарубежной практики и международных стандартов современных методов корпоративного менеджмента, повышение профессионального уровня и потенциала управленческого персонала, привлечение высококвалифицированных иностранных менеджеров, усиление защиты частной собственности, гарантии прав и интересов миноритарных акционеров, в частности повышение их роли в определении стратегических направлений деятельности предприятий.
За годы независимости проведена широкомасштабная работа по приватизации государственного имущества, многие отрасли, такие, как сельское хозяйство, торговля, все виды услуг, практически полностью переданы в сферу частной собственности. В отраслях, где осуществляется производство товаров народного потребления, таких, как текстильная, трикотажная, кожевенно-обувная, пищевая, фармацевтическая, мебельная промышленность, в жилищном секторе, доля государственной собственности снизилась до минимума.
В настоящее время проводится работа по разработке Программы по приватизации государственной собственности на 2015-2016 годы, предусматривающей кардинальное сокращение присутствия государства в отраслях и сферах реальной экономики путем реализации государственных активов предприятий и объектов на открытых торгах, полной реализации частным инвесторам бездействующих предприятий, расширение объемов операций на фондовом рынке и привлечение частных инвесторов путем дополнительной эмиссии акций и размещением их на открытых торгах фондовой биржи.
Узбекистан располагает огромным инвестиционным потенциалом. Именно этим объясняется то огромное внимание, уделяемое Правительством привлечению иностранных инвестиций и сотрудничеству с иностранными партнерами. По оценке ПРООН, Узбекистан вошел в первую десятку стран по количеству проведенных реформ в области облегчения ведения бизнеса.
Следует отметить, что с момента обретения независимости отношения Узбекистана с международными организациями, в частности Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией крепнут из года в год.
Прошедший «Круглый стол» состоял из двух сессий:
Первая сессия охватила вопросы совершенствования управления предприятий с государственной долей собственности, основные аспекты мер политики на основе международных стандартов, а также опыт Кореи, Германии и Малайзии. Представлены информации и презентации по совершенствованию корпоративного управления предприятий с государственной долей собственности, а также то, каким образом законодательная база может обеспечить основу для совершенствования управления предприятий с государственной долей собственности.
В рамках второй сессии были обсуждены вопросы, касающиеся приватизации, привлечение иностранных инвестиций и других форм участия частного сектора. При этом особый акцент делался на опыт секторов промышленности. Была представлена подробная информация по основным аспектам программ участия частного сектора в инфраструктуре, риски и проблемы в ходе ее реализации и подходы для их смягчения или преодоления с приведением отдельных примеров.