Целью настоящего круглого стола явилось широкое обсуждение правовых аспектов современной конкурентной политики и проекта Закона «О конкуренции» разработанный в соответствии с поручением Президента Республики Узбекистан Исламом Каримовым.
На данном мероприятии приняли участие ответственные работники Госкомдемонополизации, Центра по совершенствованию антимонопольной политики, представители малого и среднего бизнеса г.Ташкента и Ташкентской области, средств массовых информаций.
Заседание вел заместитель председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции Абдисамат Химматов.
Указом Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2010 года №УП-4191 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы антимонопольного регулирования и развития конкуренции» предусмотрено осуществление мер по дальнейшему совершенствованию правового поля для развития в республике конкурентной среды, пресечению недобросовестной конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), в первую очередь на внутреннем потребительском рынке.
В результате эффективной государственной конкурентной политики существенным образом снизилась степень монополизации рынков товаров и услуг. За последние десять лет количество предприятий-монополистов снизилось на 75,2%. Только в течение 2004-2009 гг. доля монопольной продукции в общем объеме ВВП республики снизилась с 26 до 20,8%, что свидетельствует о дальнейшем развитии конкуренции и значительном сокращении предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Действующий Закон Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1996 году и ряд его норм не в достаточной степени соответствуют уровню экономического развития страны. Законом не охватываются вопросы контроля за конкуренцией на рынках финансовых услуг, что не позволяет осуществлять меры по недопущению антиконкурентных действий и действий, ограничивающих конкуренцию в данной сфере.
Наряду с уточнением общих определений, введены новые понятия, предусмотрено изменение принципа определения «доминирующего положения» путем конкретизации и четкого определения критериев установления доминирующего положения субъекта на рынке товаров и услуг, а также снижением размера рыночной доли.
Для обеспечения государственного контроля за экономической концентрацией, законопроектом вводится новая глава, регулирующая слияния, присоединения, покупку акций, имущественных прав и других сделок (действий), приводящих к усилению степени преобладания лица или группы лиц. При этом в законопроекте с целью сокращения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты значительно либералированы процедуры согласования указанных сделок. В частности, предусматривается увеличить пороговые значения активов, при которых сделки подлежат согласованию с антимонопольным комитетом с четырехтысячекратного размера минимальной заработной платы до стотысячекратного размера.
Принятие нового законопроекта обеспечит консолидацию норм, регулирующих отношения в сфере конкуренции, состоящих в настоящее время из многих отдельных подзаконных актов, что повысит прозрачность и эффективность правового регулирования отношений в этой области, а также устранит существующие в законодательстве пробелы в сфере антимонопольного регулирования, а также обеспечит равные условия для деятельности субъектов предпринимательства, свободного перемещения товаров, свободу экономической деятельности, что является основным аспектом развития конкуренции и ее защиты на рынках товаров и услуг.
В ходе проведения круглого стола была проведена презентация на тему: «Законодательство о конкуренции и современные приоритеты конкурентной политики Республики Узбекистан».
По итогам круглого стола участники приняли соответствующие рекомендации.