Курсы валют от 04/10/2024
$1 – 12741.02
UZS – -0,13%
€1 – 14062.26
UZS – -0,45%
₽1 – 134.38
UZS – -0,5%
Поиск
Узбекистан 29/03/2013 В столице обсудили вопросы поддержки детей с аутистическими расстройствами
В столице обсудили вопросы поддержки детей с аутистическими расстройствами
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В столице Узбекистана прошла Международная научно-практическая конференция «Медико-социальная помощь и психолого-педагогическая поддержка детей с аутистическими расстройствами: состояние и перспективы развития» инициированная и организованная Республиканским Общественным Детским Фондом Sen Yolg’iz Emassan, Республиканским Центром Социальной Адаптации Детей, а также Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Организованная совместно с министерствами здравоохранения, народного образования, труда и социальной защиты населения, высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, данная конференция была организована в целях выработки государственной стратегии профилактики и комплексной помощи детям с аутизмом на основе современных научных и практических достижений.

Существенный рост в мире числа людей с диагнозом аутизма является одной из проблем, волнующих мировую общественность, ученых и медиков. Актуальность проблемы аутизма была особо выделена и обозначена Всемирной Организацией здравоохранения еще в 2001 году, провозглашенном Годом психического здоровья. В 2008 году Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля был провозглашён Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма, который с тех пор отмечается ежегодно. Подобная международная конференция, посвященная проблеме аутизма, проводится в Узбекистане впервые.

С докладом о проблемах имплементации международного опыта системной адаптации людей с синдромом аутизма выступила Постоянный представитель Республики Узбекистан при ЮНЕСКО, Председатель Попечительского совета РОДФ Sen Yolg`iz Emassan и РЦСАД Лола Каримова-Тилляева, в котором было отмечено о существующих проблемах диагностики, терапии и комплексного подхода к абилитации и социальной адаптации детей с диагнозом аутизма, были даны практические рекомендации и предложения о необходимости согласованности действий между государственными и ведомственными структурами.

В частности, было отмечено, что в Узбекистане в Республиканском Центре Социальной Адаптации Детей имеется опыт работы с детьми аутистического спектра. Проведена детальная диагностика, ведется абилитация и коррекция 15 детей с этим диагнозом. Однако совершенно очевидно, что проблема детей с диагнозом аутизма должна решаться в масштабах республики с привлечением всех заинтересованных государственных и общественных организаций.

На сегодняшний день в системе здравоохранения и образования Узбекистана еще существует устаревшее представление о синдроме аутизма, как о разновидности умственной отсталости и других психических заболеваний, и, как следствие, радикально не соответствующий реалиям как медицинский, так и педагогический подходы. И проблема не в отсутствии квалификации наших врачей, педагогов и психологов. Квалификация отдельных специалистов достаточно высока и не подлежит сомнению. Дело в том, что в нашей стране отсутствует подготовка специалистов по вопросам синдрома аутизма как психолого-педагогического, так и медицинского профилей. Нет никаких официально утвержденных методик и рекомендаций, а главное, нет единой согласованной законодательной позиции.

Определив суть новой постановки проблемы, как безусловное признание уникальности любого человека, вне зависимости от того, насколько ограничены его возможности, необходимо выработать эффективную систему медико-психологического и педагогического воздействия на людей с нарушениями аутистического спектра, вместо ныне существующей медикаментозной терапии.

Очень важен опыт стран, где уже существуют такие системы воздействия и, взяв за основу их подходы к проблеме аутизма, необходимо внедрить этот опыт в Узбекистане. При этом следует вовлечь педиатров первичного звена здравоохранения в процесс организации ранней диагностики, как общей, так и дифференциальной, чтобы они могли на начальном этапе определить группу риска и обратить на ребенка с синдромом аутизма внимание более узких специалистов. Известно, что дети с диагнозом аутизм при своевременной диагностике, эффективной терапии и комплексной медико-психологической реабилитации способны реализовать свой потенциал в обществе. Если приложить все усилия на интеграцию и обучение таких детей, то уже через несколько лет они вольются в общество и смогут жить и работать самостоятельно.

Представляется целесообразным ввести диагноз синдром аутизма в перечень заболеваний, по которым устанавливается инвалидность, благодаря чему такие дети и их родители будут пользоваться определенными правами и возможностями.

Очень важно наладить осведомленность общественности об аутизме. Имеются факты, когда родители стесняются «не таких» детей, «прячут» их, при этом и сами изолируются от общества. С этой проблемы нужно начинать в первую очередь: необходимо делать все для того, чтобы родители не стеснялись выносить свою проблему и не боялись говорить об этом, а значит, первостепенно важно изменить сложившиеся устои, стереотипы общества о людях с особыми потребностями.

Неготовность общества принимать людей с нарушениями и понимать их проблемы является следствием отсутствия информационного поля по этой тематике. Качественное и постоянное информирование общества по вопросам аутизма, также как и инвалидности в целом, поможет лучше понять людей с ограниченными возможностями.

В работе Международной конференции приняли участие международные эксперты из России, Франции, Израиля, представители Всемирной Организации Здравоохранения, ПРООН в Узбекистане, ученые медики, врачи практики, педагоги, работающие с детьми, имеющими диагноз аутизма, общественные организации, родители детей с особыми потребностями в развитии.

Международная конференция указала на проблемные вопросы в системе социальной защиты детей с аутизмом и наметила пути ее дальнейшего усовершенствования. А это, в свою очередь, позволит вывести аутизм из «теневых» позиций в системе здравоохранения и образования, внедрив в практическую деятельность образовательных и медицинских учреждений уже существующие наработки и результаты исследований для решения различных задач в области аутизма.

Использование инновационных форм сопровождения детей с аутизмом создаст условия для их успешного воспитания и обучения, что не только улучшит качество их жизни, но и будет способствовать их успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал