Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- На 54-м пленарном заседании Сената рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан по некоторым вопросам трудовой деятельности в порядке самозанятости.
В 2020 году в нашей стране введен институт самозанятости в целях более широкого вовлечения населения в предпринимательскую деятельность и создания дополнительных условий для осуществления законной трудовой деятельности.
Комитет Сената по вопросам женщин и гендерного равенства исходя из обращений населения, изучил состояние работы по учету необходимого трудового стажа для пенсии путем самозанятости, в частности, уплаты гражданами социального налога.
Система самозанятости регулируется Законом «О занятости населения», Налоговым кодексом, постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2020 года «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости» и другими нормативными актами.
Сегодня в Республике Узбекистан существует более 100 видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица.
В соответствии с Налоговым кодексом доходы самозанятых лиц, полученные в результате трудовой деятельности, не включаются в совокупный доход физических лиц.
В соответствии со статьей 408 Налогового кодекса для исчисления трудового стажа налог в размере не менее одной базовой расчетной величины в год уплачивается в добровольном порядке. Также согласно этой статье самозанятые лица осуществляют уплату социального налога до 1 декабря отчетного года.
За шесть месяцев текущего года выросло число самозанятых лиц.
Обращения граждан и анализ показали, что в системе имеются некоторые проблемы. В частности, лишь 13 процентов зарегистрированных в 2020-2023 гг. осуществили уплату социального налога.
Кроме того, хотя в 2023 году за счет средств Фонда содействия предпринимательству населения выделена финансовоя помощь, то есть субсидии для самозанятости в размере 313 млрд сумов почти 65 тысячам граждан, включенных в «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», и создан источник получения дохода, низкой остается уровень уплаты социального налога этими гражданами.
Из этого можно сделать вывод, что неуплата социального налога самозанятыми гражданами приведет к снижению состояния их социальной защищенности в последующем и лишению права на получение пенсии по возрасту.
В случаях, когда самозанятые лица уплатили налог в размере менее одной базовой расчетной величины, трудовой стаж за соответствующий год им не начисляется и при этом не налажена и практика возврата уплаченной суммы налогоплательщику.
Неофициальный труд не только оказывает серьезное негативное влияние на экономику страны, но и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, оставляя их без социальной защиты в старости или при нетрудоспособности.
Как известно, согласно статье 408 Налогового кодекса самозанятые лица должны осуществить выплату до 1 декабря отчетного года. На практике лицам, уплатившим налоги после этой даты (с 1 по 31 декабря), стаж за соответствующий год не исчисляется.
В парламентском запросе, направляемом в Кабинет Министров, запрашивается найти решение волнующим население вопросам, создать дополнительные условия для осуществления законной трудовой деятельности, создать удобства для самозанятых лиц.
По завершении обсуждения принято соответствующее постановление Сената.