Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В Бишкеке, Кыргызстан, состоялась церемония открытия компании «Железнодорожная компания “Китай-Кыргызстан-Узбекистан”».
В мероприятии приняли участие министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов, а также представители Кыргызстана и Китая.
Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики, Акылбек Жапаров, отметил важность данной железной дороги для всего центральноазиатского региона.
Он охарактеризовал проект как «строительство века», который выведет экономическое взаимодействие между Китаем и странами Центральной Азии на новый уровень.
Жапаров подчеркнул, что реализация железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» будет способствовать углублению торгово-экономического сотрудничества между Кыргызстаном, Китаем и Узбекистаном, а также станет частью Великого Шелкового пути.
Глава Кабмина отметил, что на пути к этому историческому событию была проделана значительная работа, однако впереди еще много задач. Он выразил уверенность, что, опираясь на опыт китайских и узбекских коллег, проект будет завершен качественно и в срок.
Ранее сообщалось, что в новой компании доля Китая составит 51%, Кыргызстана — 24,5%, и Узбекистана — 24,5%. Узбекистан направит $255 млн на формирование доли страны в уставном капитале проектной компании железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».
Соглашение о сотрудничестве по реализации проекта железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» между правительством Китая, Кабинетом Министров Кыргызстана и правительством Узбекистана было подписано 6 июня 2024 года.
Маршрут железной дороги пройдет через гористую местность и соединит Кашгар, Торугарт, Макмал, Джалал-Абад и Андижан. Протяженность линии составит 486 км.
Строительство начнется в октябре 2024 года, и ожидается, что к 2050 году годовой объем перевозок по новой железной дороге достигнет 13,5 млн тонн. Это позволит сократить сроки доставки товаров на 7 дней, принося Узбекистану экономическую выгоду от транзита грузов в размере $150-200 млн в год.
Проект значительно улучшит экспортно-импортные связи для Узбекистана и соседних стран, предоставив новые транзитные возможности. Также новая железная дорога обеспечит Центральной Азии доступ к Тихому океану через Китай, а Китаю — к Персидскому заливу.
Проектированием и строительством железной дороги займется китайская компания China Railway International.