В рамках данного диалога состоялось обсуждение проекта закона Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом».
В нем приняли участие члены фракции партии в Законодательной палате Олий Мажлиса, депутаты местных Кенгашей народных депутатов, представители управлений экономики, финансов, налогов, таможни, по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, Торгово-промышленной палаты, специалисты-эксперты и предприниматели.
Как отмечалось, в настоящее время отношения в сфере экономики, связанные с государственным имуществом, регулируются Конституцией Республики Узбекистан, Гражданским, Земельным, Налоговым, Жилищным кодексами, законами «О собственности в Республике Узбекистан», «О государственной власти на местах», «Об аренде» и другими законодательными актами.
Следует отметить, что наряду с осуществляемыми в стране системными реформами по либерализации экономики, несомненно, уделяется также особое внимание отношениям управления государственным имуществом. Например, к их числу относится постановление Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах о реализации объектов государственного имущества субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства” от 7 июля текущего года. Данное постановление является важным документом, направленным на рациональное и эффективное использование государственного имущества, организацию производства современной конкурентоспособной продукции и предоставления видов услуг на неиспользуемых объектах государственного имущества, пустующих земельных участках, создание новых рабочих мест и обеспечение роста доходов населения. В настоящее время намеченные в данном постановлении комплексные меры реализуются соответствующими министерствами и ведомствами, акционерными компаниями, ассоциациями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента.
На нынешнем этапе реформирования экономики наряду с необходимостью осуществления мер по укреплению института частной собственности и повышению доли частного сектора в национальной экономике также возникла необходимость создания имеющей четкое направление государственного имущества системы эффективного управления.
Осуществление идей, предложений и законодательных инициатив, изложенных в выдвинутой Президентом Исламом Каримовым “Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране”, а также разработанный с учетом международного опыта проект закона Республики Узбекистан “Об управлении государственным имуществом” направлен на реализацию именно этих важных целей.
Цель данного законопроекта заключается в дальнейшем развитии законодательства о сфере управления государственным имуществом, направленным на эффективное управление госимущества как в стране, так и за ее пределами.
Поэтому разработка и принятие периодических среднесрочных концептуальных документов по стратегическому и тактическому планированию управления государственным имуществом на основе закона “Об управлении государственным имуществом”, является важным шагом в создании основного элемента действия государственного сектора экономики – системы правового упорядочения. В проекте отражаются нормы по восстановлению системы управления государственным имуществом, относящихся к нему прав – начиная со времени их приобретения государством и до их прекращения. Кроме того, предлагается повысить ответственность государственных органов в эффективном осуществлении единой государственной политики в сфере выделения государственного имущества в республиканскую и муниципальную собственность, управления государственного имущества, а также четкое указание пределов их полномочий.
В отдельной главе проекта закона отражены нормы о долевом участии государственной доли, то есть государства в хозяйственных обществах, размерах государственной доли в уставном фонде хозяйственного общества, о деятельности представителей государства в хозяйственных обществах с наличием государственного имущества. Вместе с тем, в проекте закона также особо закреплены нормы, касающиеся процессов передачи в аренду объектов государственного имущества, перевода в уставной фонд хозяйственных обществ, отмены имущественных прав государства, ведения учета государственного имущества, единого реестра данного имущества.
В ходе разработки проекта закона были изучены законы в сфере управления государственным имуществом ряда зарубежных государств и стран СНГ, в частности, Германии, Франции, Испании, Российской Федерации.
Принятие закона несомненно станет логическим продолжением реформ по сохранению в ведении государства имущества, необходимого для удовлетворения только основных потребностей, обеспечения защиты прав и охраны здоровья населения, сохранения общественного порядка, государственной безопасности и территориальной целостности, а также по неосуществлению государством излишних полномочий и видов деятельности.
В завершении мероприятия были обобщены высказанные участниками предложения и рекомендации, было решено в соответствующем порядке представить их фракции УзЛиДеП в Законодательной палате для дальнейшего совершенствования данного закона.