Курсы валют от 09/10/2024
$1 – 12787.03
UZS – -0,06%
€1 – 14049.11
UZS – 0,19%
₽1 – 133.05
UZS – 0,05%
Поиск
Узбекистан 20/03/2014 УзЛиДеП провел семинар для изучения законодательной инициативы Президента
УзЛиДеП провел семинар для изучения законодательной инициативы Президента
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 20 марта с.г. Исполнительным комитетом Политсовета УзЛиДеП, фракцией партии в Законодательной палате Олий Мажлиса и Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан организован научно-практический семинар, посвященный изучению важнейших законодательных инициатив Главы государства по дальнейшему политическому и конституционному развитию Узбекистана.

Как известно, на днях Законодательная палата Олий Мажлиса приняла в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», внесенного на рассмотрение парламента Президентом Республики Узбекистан. Законопроект подготовлен в рамках реализации положений доклада Президента Республики Узбекистан на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции страны, и направлен на значительное углубление осуществляемых в стране конституционных реформ, дальнейшее расширение прав и полномочий парламента, усиление ответственности Кабинета Министров, в целом исполнительных органов, общественного и парламентского контроля.

Как отметили участники мероприятия, данная инициатива рассматривается членами УзЛиДеП, электоратом партии как прорывной шаг в сфере дальнейшего усиления роли законодательной власти в системе государственного и политического устройства, повышения роли и значения представительных депутатских органов, усиления их реальных возможностей, формирования подлинного гражданского общества в стране с сильной многопартийной системой. Она стала закономерным и логическим продолжением демократических преобразований, осуществляемых в нашей стране в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, принятой в ноябре 2010 года.

Особо подчеркнуто, что достигнутые рубежи в сфере государственного и общественного строительства на основе «узбекской модели» реформ, стремительно меняющиеся изменения в жизни нашего общества, а также поставленная цель – войти в перспективе в число развитых демократических стран мира, послужили основой, на которой базируются данные инициативы. По общему мнению участников, процесс демократизации и обновления общества – это не разовый и одномоментный, а непрерывно продолжающийся процесс, преследующий в конечном итоге поддержанные нашим народом цели. И инициативы Главы нашего государства поднимают на качественно новый уровень проводимую масштабную работу по демократическому обновлению и модернизации страны, формированию сильного гражданского общества.

Абдукадир Ташкулов депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции УзЛиДеП, сказал: «Вносимые в Конституцию изменения и дополнения связаны, прежде всего, с динамичными процессами масштабного демократического обновления и либерализации страны, а также дальнейшей реализацией основополагающего принципа развития нашей страны – «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу».

Обратим внимание на само название доклада Президента на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции страны, – «Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества – основа будущего Узбекистана». В этой связи вспоминаются высказанные еще в 1995 году слова Главы нашего государства о том, что подлинного расцвета нации мы сможем добиться только в условиях гражданского общества, где главной ценностью являются интересы, права и свободы человека.

В этой связи закрепление, впервые в мировой практике, в Конституции института общественного контроля, имеет исключительное значение в обеспечении непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства, усилении роли гражданских институтов. Этот институт также является важнейшим фактором обеспечения устойчивого и стабильного развития экономики, создания благоприятных условий для развития малого бизнеса и предпринимательства, фермерства, защите частной собственности и прав собственников».

Как отметили участники семинара, еще одно важнейшее новшество законопроекта связано с укреплением институтов парламентского, депутатского контроля, повышением ответственности органов исполнительной власти за реализацию задач социально-экономического развития страны. В частности, закрепляется, что кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в Олий Мажлисе представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу. Вводится конституционная норма о том, что хоким области, района и города представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Тем самым значительно укрепляется институт парламентского, депутатского контроля, кардинально усиливается роль политических партий в определении конкретных приоритетов общественно-политического и экономического развития, их участия в решении важнейших задач реформирования и модернизации страны. Все это имеет огромное значение в деле реализации конституционного принципа народовластия, укрепления многопартийной системы и межпартийной конкуренции - важнейших факторов поступательных демократических преобразований и достижения поставленных целей, что доказывает опыт развитых демократий в современном мире.

Алишер Махмудов, слушатель АГУ, отметил: «В законопроекте предусмотрены важнейшие нормы, направленные на дальнейшую реализацию положений Концепции Президента, обеспечение более сбалансированного распределения полномочий между Президентом – главой государства, законодательной и исполнительной властью. Так, законопроектами предусматривается дальнейшее повышение ответственности Кабинета Министров за реализацию социально-экономической политики, осуществление мер по защите экономических, социальных и других прав и законных интересов граждан, координацию и направление работ органов государственного и хозяйственного управления, обеспечение контроля за их деятельностью.

При этом следует отметить, что в соответствии с законодательством кандидатура Премьер-министра предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату парламента, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест. Тем самым, значительно повышается роль и ответственность политических партий за выработку и реализацию программ и проектов в политической, экономической, социальной и гуманитарных сферах, востребованных самой жизнью и ходом демократических реформ и выработанных с учетом интересов их электората».

Маруф Усмонов, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции УзЛиДеП, сказал: «В этом плане следует отметить, что впервые в мировой практике развития конституционного права в Узбекистане конституционно закрепляется независимая система демократического формирования Центральной избирательной комиссии, а также основные принципы ее деятельности - независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Важно отметить, что теперь ЦИК становится конституционным органом.

Выборы организовываются независимым органом, формируемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан – высшим представительным органом власти страны. Члены ЦИК избираются палатами парламента по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов.

Эта практика является намного более демократичной, чем в некоторых развитых демократических странах, Великобритании, Германии и ряде других, где выборы организовываются органами исполнительной власти – министерствами внутренних дел, юстиции и т.д.».

Как подчеркнули участники мероприятия, формирование сильного гражданского общества невозможно представить без надежного обеспечения политических прав граждан в сфере участия в управлении делами общества и государства, их прав избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти.

Участники мероприятия отметили также ряд других важнейших законодательных инициатив Главы государства, направленные на дальнейшее политическое и конституционное развитие Узбекистана.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал