Курсы валют от 23/09/2024
$1 – 12729.83
UZS – 0,04%
€1 – 14207.76
UZS – -0,11%
₽1 – 137.46
UZS – 0,26%
Поиск
Культура 27/05/2013 Узбекское кино на пороге перемен
Узбекское кино на пороге перемен
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Что сегодня мешает развитию национальной киноиндустрии? Почему запрещают те или иные фильмы? Что препятствует росту молодых режиссеров? Каковы пути развития узбекского кино? Какое кино будет убедительным и заставит зрителя гордиться за нацию? Эти и другие вопросы обсуждались кинодеятелями – режиссерами, сценаристами, актерами, представителями частных киностудий - 24 мая в зале ташкентского Дома кино.

Встреча кинодеятелей была полна острых дискуссий, бурных обсуждений и конструктивных предложений. В собрании приняли участие: директор НА «Узбеккино» Джахонгир Касымов, актер, народный артист РУз, директор театра музыкальной драмы и комедии имени Мукимий Мурад Раджабов, искусствовед, академик, директор международного кинофорума «Золотой гепард» Акбар Хакимов, председатель Попечительского совета Фонда Форума Гульнара Каримова, а также, режиссеры, продюсеры, сценаристы, операторы, актеры и другие представители отечественного мира кино.

Участие в этом собрании, посвященном проблемам узбекского кинематографа, Фонда Форума и лично Гульнары Каримовой обусловлено прежде всего тем, что в последнее время в Фонд Форум и Форум социально-ответственных граждан Узбекистана поступило большое количество обращений от режиссеров, актеров, продюсеров, кинооператоров, представителей частных студий. «Каждый творческий человек, - отметила Гульнара, - занят только своим делом, и все разрознены в силу своего характера. Редко получается собраться вместе, да и, в принципе, на это не настроены. Не настроены на коллективное объединение. Но для того, чтобы выйти из определенного кризиса, стагнации, нужно объединиться, как принято в развитых странах, вместе обсудить и хотя бы понять проблему».

Не секрет, что современные узбекские фильмы, особенно те, которые направлены на кассовые сборы, так называемый, коммерческий кинематограф, активно подвергаются критике со стороны как профессионалов, так и зрителей.

Каким должно быть узбекское кино? Должно ли оно быть только серьезным, основанным на национальных идеях или все же может быть легким и развлекательным? Гульнара Каримова и многие из участников собрания отметили: самое важное – чтобы кино было разным. Зритель иногда устает от серьезных, порой трагических историй, ему хочется просто отдохнуть, посмеяться над веселой комедией, соответственно, легкие, развлекательные фильмы должны быть, но и они должны быть качественными и соответствовать предъявляемым к кино требованиям. Нужны и серьезные фильмы, прививающие общечеловеческие и национальные ценности. Но все это не должно навязываться зрителю. Нужно донести эти мысли так, чтобы зритель смог сам прочувствовать и понять смысл и идею фильма.

Гульнара Каримова призналась, что смотрит все узбекские фильмы, особенно после того, как выступила инициатором крупного ташкентского международного кинофорума: «В силу своей ответственности за «Золотой Гепард», я смотрю все фильмы - плохие, хорошие... Я вообще считаю, что нет плохих и хороших фильмов, есть фильмы с какой-то составляющей, а есть фильмы, не имеющие никакого смысла».

Подчеркнула Гульнара и особенности начинающих деятелей кино: «Мне очень нравится амбициозность многих молодых творческих людей, они прямо так говорят: «Я обязательно сделаю суперфильм, обязательно Оскара выиграю», но при этом: «...этого фильма я не знаю, ...этого не смотрел, ...эту классику узбекскую, в принципе, где-то слышал». Они хотят снять супер-шедевр, не зная того, с чего все начиналось. Не нужно изобретать новое колесо, оно уже есть и едет давно без вас, нужно его только догнать, посмотреть, разобрать и еще раз собрать».

Нежелание молодых и не только молодых авторов вникать в детали киноиндустрии, изучать историю приводит к тому, что возникают исторические и фактические ошибки в фильмах, недоработки в этнографических деталях, в описании одежды, быта того или иного региона Узбекистана.

«Мы начинаем настолько эксплуатировать национальную тему, что потом появляются фильмы, где, например, в горах мы видим героиню с уложенными волосами и как будто «отглаженную» в хорошей химчистке, - отметила Гульнара Каримова. - У меня к режиссеру и стилисту сразу возникает вопрос: «Как смогли в горах такое умудриться? Как могли взять копию, где сделаны такие ошибки национального костюма? С миру по нитке собрано? И ничего, что тюбетейку перепутали? Ничего, что такого всего в нашей национальной действительности не бывает? И обязательно должен быть мужик в тюбетейке. Это советское издевательство – вот эти две косички и, как правило, тюбетейка. И все – считается, что Восток уже охватили. У меня большая просьба, когда вы пытаетесь снять что-то историческое, не поленитесь найти одного этнографа, он вам скажет, что этот костюм отсюда, а этот оттуда. И тогда вы будете сами себя до конца уважать».

Сегодня критике подвергаются как негосударственные киностудии, так и Национальное Агентство «Узбеккино». Однако, несмотря на существующие разногласия, цель у обеих сторон одна – поднять качество узбекского кино, сделать его востребованным среди отечественных зрителей и конкурентоспособным в мировой киноиндустрии.

«Фестиваль «Золотой гепард» и Ежегодная церемония вручения номинаций в области музыки, теле- и видеоарта M&ТVA, - подчеркнула Гульнара, - всегда очень хорошо показывают, что происходит на рынке и из чего выбирать. Но нет фильмов, которые могут представлять родину, чтобы это было конкурентоспособным... И сейчас перед нами стоит задача поднять уровень узбекского кино».

Со своей стороны представители негосударственных киностудий обозначили ряд сложностей, которые, на их взгляд, препятствуют тому, чтобы фильмы снимались на соответствующем уровне. В частности было отмечено, что за последние 2 месяца из-за отсутствия утвержденных сценариев большинство режиссеров, операторов, сценаристов и актеров, участвующих в съемочном процессе, остались без работы, а значит без заработка, необходимого для содержания семей.

Режиссер Дурдона Туляганова рассказала, что по прошествии 1,5 месяцев после окончания производства и сдачи готового фильма, ею было получено положительное заключение художественного совета НА «Узбеккино» о выдаче прокатного удостоверения (ГРПУ). Однако в день подписания ГРПУ в его выдаче было отказано, хотя у режиссера уже имелись все необходимые предварительные документы: разрешение на съемки фильма, ранее полученное в установленном порядке, а также подписанное решение художественного совета НА «Узбеккино», датированное 3 мая 2013 года, о выдаче прокатного удостоверения. Только после первой встречи представителей негосударственных киностудий во Дворце творчества молодежи 20 мая 2013 года, этот вопрос удалось урегулировать, и Прокатное удостоверение в одностороннем уведомлении было вручено Дурдоне Тулягановой. Но есть и другие режиссеры, такие как выступившие на собрании Зебо Наврузова, Джахонгир Ахмедов и другие, вопросы которых до сих пор остались без ответа.

В ходе дискуссий было выражено мнение о том, что из-за отсутствия установленного порядка утверждения фильмов и сценариев, отказы или претензии членов комиссии по тем или иным моментам остаются зачастую неаргументированными и необоснованными. Тем более, что без четкой формулировки претензий авторы фильмов или сценариев не имеют представления о том, что им необходимо доработать или переделать. К тому же нет определенных сроков доработки и повторной подачи фильма или сценария на утверждение. Все это, как отметила Гульнара Каримова, поднимает вопрос о компетентности комиссии, утверждающей фильмы и выдающей прокатное удостоверение: «Нет транспарентности в принятии решений, создается впечатление, что на решение комиссии может повлиять просто плохое настроение или плохое отношение к автору фильма».

Как можно было понять из дискуссии, немало возмущения вызывают случаи, когда комиссия принимает единогласное решение по утверждению фильмов, авторами которых являются родственники тех или иных членов комиссии.

На сегодняшний день художественный совет НА «Узбеккино» состоит из представителей государственных органов. Участники собрания предложили включить в его состав и представителей негосударственных киностудий, заслуженных деятелей кино, профессионалов, народных артистов, в целом, представителей творческой интеллигенции, чтобы обеспечить транспарентность и объективность процесса отбора фильмов и сценариев, обсуждения вопросов развития кино. В целях развития сотрудничества и взаимопонимания, объединения усилий на пути к общей цели, предложения и требования были адресованы к обеим сторонам – как к художественному совету НА «Узбеккино», так и коммерческим киностудиям. Например, было предложено разработать официальные положения для систематизации процесса утверждения сценариев, изготовления, одобрения и проката отечественных фильмов; четко определить требования к таким моментам, как сроки утверждения фильмов, сроки выдачи прокатного удостоверения и сроки производства фильмов, качество и уровень технической обработки кинопродукции, соблюдение авторских прав на музыку, использование скрытой рекламы в фильмах. Причем было отмечено, что определить сроки рассмотрения, утверждения и принятия этих положений необходимо в промежуточный период, чтобы киностудии не прерывали свою деятельность во избежание творческих, финансовых и кадровых потерь.

В связи с возникшей необходимостью придания прозрачности процессу, связанному с обсуждением сценариев и готовых фильмов на Художественном совете НА «Узбеккино», было предложено привлекать в качестве «общественного творческого совета наблюдателей» представителей от Гильдии авторов и исполнителей Узбекистана, Академии художеств Узбекистана или же любого другого творческого объединения, от Общественного совета Форума социально ответственных граждан, то есть представителей какой-то общественной группы, «устозов», тех, кого все уважают.

Как было отмечено на собрании, данный Совет будет призван содействовать авторам в получении независимой общественной экспертной оценки сценариев и кинофильмов, защите авторских прав, улучшении качества и художественного уровня киноиндустрии, создании базы данных сценаристов, режиссеров, операторов, художников-постановщиков, композиторов, будет способствовать обмену опытом и организации профориентированных семинаров, тренингов и мастер-классов. В рамках деятельности Совета будет осуществляться разработка предложений по совершенствованию законодательства, касающегося кинематографии и прокатной деятельности кинокомпаний с целью развития негосударственной киноиндустрии в Республике Узбекистан. Таким образом, Совет, по мнению собравшихся, сможет стать общественной площадкой для обсуждения текущих вопросов и перспективных планов развития узбекского кинематографа с учетом богатых кинематографических традиций и мировых тенденций кинобизнеса.

В ходе обсуждений было подчеркнуто, что вопросам авторского права в процессе производства и дальнейшего проката кинофильмов необходимо уделять большое внимание. В частности, не редки случаи, когда в музыкальном сопровождении к фильмам используются композиции без соответствующего разрешения авторов. Киностудии не соблюдают положение статьи 15 Закона РУз «Об авторском праве и смежных правах», в котором говорится, что вне зависимости от того, передал или не передал права композитор, создавший музыкальное произведение для того или иного кинофильма, он имеет право получать вознаграждение за каждую публичную демонстрацию этого кинофильма.

В заключении Гульнара Каримова подчеркнула, что сейчас отечественное кино стоит на пороге больших перемен, и для того, чтобы эти перемены были к лучшему, необходимо всем, кто имеет отношение к национальному кинематографу, объединиться, поддержать предложенные меры, внести свои предложения и идеи. Одним словом, сделать свой вклад в будущее узбекского кинематографа, поднятие уровня которого – основная задача участников собрания.

По итогам встречи участники подписали Протокол собрания, в котором были изложены все предложения и выводы по результатам дискуссий, и решили объединить усилия для систематизации индустрии кино и создания благоприятных условий для его развития.

Улугбек Кадыров, актер: «Я уверен, что перед актерами, режиссерами, сценаристами, всеми, кто хоть каким-то образом связан с миром кино, стоит очень много вопросов, требующих решения и всеобщего обсуждения. Сегодня было сказано, что в узбекском кино много однообразия, есть количество, но нет качества. Были затронуты самые больные вопросы, связанные с киноискусством в стране. Правда всегда горькая, все сказанное преследовало цель сделать лучше наши фильмы. Слова Гульнары: "мы не сможем заинтересовать никого, пока не будет интересно нам самим" - сильно затронули меня. Лично я всегда за то, чтобы больше проводились такие встречи, обсуждались проблемы, недостатки и достижения. Только так мы сможем сделать наши фильмы лучше и качественнее».

Умид Искандаров, актер: «Гульнара Каримова очень верно отметила, что кино нужно делать творческой группой. То есть один человек не сможет потянуть обязанности четырех человек. Сегодня 5-6 человек спокойно делают кино. И это неправильно. Режиссер должен заниматься режиссурой, он не может быть одновременно директором картины. Еще она отметила, что в каждой кинокартине должен быть художник, в особенности художник по костюмам. Мы должны каждый раз привносить в кино что-то новое, а над этим нужно много работать. Одинаковые темы надоели зрителю. Если каждый человек будет делать свое дело, то мы обязательно сможет сделать наши кинокартины лучше. Я в этом уверен!».

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал