Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –21 мая Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмен), Уполномоченный Российской Федерации по правам человека, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека провели узбекско-российский форумом по теме «Права граждан Республики Узбекистан в Российской Федерации: трудовые мигранты и их семьи».
Известно, что сегодня регулирование внешней трудовой миграции, устранение тех её последствий, которые являются негативными - одна из актуальных задач, стоящих перед каждой страной. Проблемы миграции становятся все более важными и вызывают серьезную озабоченность мирового сообщества, особенно в последнее десятилетие, с учетом региональных и местных конфликтов, безработицы и бедности. По данным ООН, в настоящее время в мире более 250 миллионов человек вовлечены в миграционные процессы.
В Узбекистане был предпринят ряд позитивных шагов по обеспечению прав мигрантов. В целях регулирования внешней трудовой миграции принято 10 нормативных правовых актов. В частности, в сентябре 2020 года Президент Республики Узбекистан подписал постановление «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции», которым предусмотрено совершенствование деятельности компетентных органов в сфере внешней трудовой миграции, обучение лиц, желающих работать за рубежом, защита прав граждан за рубежом, а также трудоустройство, в качестве социальной поддержки, возвращающихся трудовых мигрантов и их семей.
Также в рамках Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека разработан законопроект «О трудовой миграции», который предусматривает решение миграционных вопросов, затрагивающих общество, государство и интересы человека, обеспечение стабильности в этой сфере, внедрение международных стандартов в области прав мигрантов.
Между Узбекистаном и Россией существует ряд межправительственных соглашений по регулированию передвижения рабочей силы. В частности, первостепенное значение имеет работа по организованному набору и найму граждан нашей страны на временное трудоустройство в России.
При этом основной упор делается на продвижение трудоустройства и найма иностранными работодателями работников для временной работы за границей, на основе предварительных заказов с указанием условий труда и заработной платы, социального пакета и других важных критериев. С этой целью с 2017 года работает узбекско-российская рабочая группа во главе с министрами труда двух стран.
Выступая на форуме, российская сторона высоко оценила реформы, проводимые в Узбекистане под руководством Президента Узбекистана для обеспечения прав участников трудовой миграции. Было отмечено, что в результате сотрудничества стран в период пандемии проделана эффективная работа по привлечению граждан нашей страны к работе в России, в частности, для получения разрешений на въезд и работу, для организованной отправки трудовых мигрантов.
Эксперты узбекской стороны отметили, что в условиях масштабных реформ в сфере государственного управления и развития международного сотрудничества, отношение к миграции в Узбекистане кардинально изменилось. Они также обсудили проводимые в стране реформы по защите прав мигрантов, а также сотрудничество между Уполномоченными по правам человека в Узбекистане и России.
На международном форуме были обсуждены современные тенденции в совершенствовании сферы трудовой миграции и дальнейшего развития узбекско-российского сотрудничества, управления миграцией и защиты мигрантов, а также выработаны предложения по совершенствованию механизма обеспечения прав трудовых мигрантов. Обе стороны выразили готовность к тесному сотрудничеству в сфере миграции.