Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Узбекистан занял 14 место в рейтинге распространения электротранспорта в СНГ и БРИКС+. Об этом говорится в исследовании российской аудиторско-консалтинговой фирмы Kept.
Рейтинг был составлен на базе 13 критериев и в него вошли 16 стран.
В исследовании говорится, что в 2023 г. продажи NEV (New Energy Vehicle) во всем мире составили 13,8 млн единиц, а общее количество электромобилей – 40 млн. Продажи NEV достигли 18% в структуре продаж автомобилей по итогам 2023 г., увеличившись в 6 раз за 5 лет; доля электромобилей составляет 3,2% в парке легковых автомобилей – против 0,6% в 2019 г.
Китай (63,4 баллов), Индия (53,6) и Россия (53) лидируют в рейтинге распространения электротранспорта в СНГ и БРИКС+.
В исследовании отмечается, что Китай – безусловный лидер по распространению электротранспорта: около 22 млн электромобилей, более 600 тыс. электробусов, 3,9 млн зарядных станций, 1,2 млн из которых – быстрые.
В стране развито производство электротранспорта (9 производителей NEV и 4 – электробусов) и батарей. В Китае реализуются меры государственной политики развития электротранспорта, направленные на поддержку как производителей, так и потребителей.
Кыргызстан и Казахстан занимают 7 и 9 места в данном рейтинге. Таджикистан расположился на 12 месте, а Армения – 13 месте.
Узбекистан занял 14 место с 46,4 баллами. Kept отмечает, что низкая оценка является следствием запоздалого начала популяризации электротранспорта и внедрения мер поддержки, отсутствия собственного производства NEV.
Kept отметили, что принятие и реализация программы развития в Узбекистане направлен на стимулирование отрасли и популяризацию NEV среди потребителей, что потенциально обеспечит постепенное улучшение позиций.
По данным фирмы, в Узбекистане количество электромобилей составляет 10-13 тыс. единиц. В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане количество электромобилей составляет 1-9 тыс.
В исследовании говорится, что количество NEV на 1 тыс. жителей в Узбекистане составляет 0,29, в Казахстане – 0,39, в Таджикистане – 0,16, Кыргызстане – 1,16.
Китай значительно опережает другие страны по числу зарядных станций (ЭЗС). Это является следствием как размеров страны, так и эффективности государственной политики по развитию инфраструктуры для электротранспорта, в т.ч. государственных инвестиций в развитие сетей ЭЗС.
По данным исследования, в Узбекистане есть 200 ЭЗС, из которых 150 являются быстрыми ЭЗС.
Число электробусов в Китае во много раз опережает другие страны не только в абсолютном выражении (643 тыс. электробусов), но и относительно численности населения – 0,4 электробуса на 1 тыс. жителей, что значительно выше по сравнению с остальными.
KEPT отметили, что парк электробусов Узбекистана составляет из 324 электробусов. Это является шестым показателем среди стран СНГ и БРИКС+.
Казахстан, Узбекистан и Армения запустили сервисы такси с парком электромобилей, которые позиционируются как экологически чистые.
В конце июня завод BYD Uzbekistan в Джизаке произвел первый серийный электромобиль — BYD SONG PLUS DM-i CHAMPION.
Завод приступает к массовому производству легковых автомобилей BYD на новых источниках энергии для потребителей в Узбекистане, начиная с двух самых популярных моделей: BYD SONG PLUS DM-i CHAMPION (внедорожник C-сегмента) и BYD CHAZOR CHAMPION (седан). Оба автомобиля оснащены инновационной технологией BYD Super DM-i.
На первом этапе производственная мощность завода составит до 50 000 автомобилей в год. Продукция завода будет экспортироваться также в страны Центральной Азии.
Предприятие планирует дальнейшее расширение производства. На втором этапе проекта предполагается инвестировать $300 млн для увеличения мощности до 200 000 электромобилей в год. На третьем этапе планируется освоить инвестиции в размере $500 млн и увеличить объем производства до 500 000 электромобилей в год.
BYD также планирует выпуск таких популярных моделей, как E2, Seagull и Yuan.