Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — На третьем пленарном заседании Сената, состоявшемся 24 января 2025 года, был рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием системы безопасности дорожного движения».
Данный документ впервые обсуждался 16 августа 2024 года на 55-м пленарном заседании Сената прошлого созыва. Тогда сенаторы обратили внимание на то, что, несмотря на предпринимаемые меры по повышению культуры соблюдения правил дорожного движения, улучшению подготовки и переподготовки водителей, количество дорожно-транспортных происшествий, наносящих серьёзный ущерб жизни и здоровью граждан, остаётся высоким.
Принятый Закон включает новые положения, направленные на предотвращение последствий нарушений правил дорожного движения. В частности, в Уголовный кодекс введена ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения. Виновные могут быть приговорены к исправительным работам сроком от двух до трёх лет с лишением определённых прав до трёх лет либо к лишению свободы на срок от двух до трёх лет. Также предусмотрена уголовная ответственность за нарушения при подготовке и переподготовке водителей, проведении экзаменов и выдаче водительских удостоверений, управление транспортным средством лицом, лишённым права управления, а также за несоблюдение правил безопасности при эксплуатации транспортных средств на сжатом или сжиженном газе, а также на смеси дизельного и газообразного топлива.
Кодекс об административной ответственности дополнен мерами, нацеленными на пресечение таких нарушений, как агрессивное вождение, дрифтинг, шахматное маневрирование и создание помех на дорогах. Эти действия квалифицируются как дорожное хулиганство.
В ходе предыдущего обсуждения сенаторы указали на то, что некоторые нормы закона не соответствуют современным реалиям и требованиям законодательства. Было принято решение о создании согласительной комиссии из членов Сената и депутатов Законодательной палаты. После детального рассмотрения всех замечаний и предложений закон был доработан.
Так, документ вводит административное наказание за нарушения правил дорожного движения, за которые начисляются штрафные баллы. В случае превышения установленного лимита баллов минимальный срок лишения права управления транспортным средством теперь составляет не менее шести месяцев.
Кодекс об административной ответственности также дополняется новой статьёй 195². В ней закреплено право граждан фотографировать и снимать на видео сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей, а также распространять такие материалы. При этом запрещается искажать изображение сотрудника или его действия с целью дискредитации. Ранее предусмотренные штрафные санкции были пересмотрены: фиксированный штраф в размере 50 базовых расчётных величин заменён на диапазон от 20 до 50 базовых величин, а максимальный срок административного ареста сокращён с 15 до 10 суток. Суд теперь вправе устанавливать меньший срок ареста, исходя из обстоятельств дела.
В новой редакции статья предусматривает ответственность за распространение фото- и видеоматериалов, сделанных во время исполнения сотрудниками правоохранительных органов их обязанностей, если такие материалы искажены и приводят к дискредитации сотрудников.
Сенаторы подчеркнули, что принятие закона способствует повышению культуры дорожного движения, соблюдению правил всеми его участниками и, в конечном итоге, снижению количества дорожно-транспортных происшествий. После обсуждения Закон был одобрен.