Узбекистан представит Национальный павильон на 19-й Архитектурной биеннале в Венеции
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Фонд развития культуры и искусства Узбекистана (ACDF) объявил о назначении архитектурной студии GRACE (Екатерина Головатюк и Джакомо Кантони) кураторами Национального павильона Узбекистана на 19-й Международной архитектурной выставке La Biennale di Venezia. В центре внимания павильона, получившего название «Сияние как материя», окажется модернистское наследие Узбекистана, его научное и культурное значение, а также потенциал для международного диалога.
Экспозиция павильона будет посвящена Институту материаловедения, ранее известному как Гелиокомплекс «Солнце», построенному в 1987 году под Ташкентом. Этот уникальный объект, одна из крупнейших в мире солнечных печей, был создан для изучения поведения материалов при экстремально высоких температурах и стал одним из последних масштабных научных проектов СССР.
Павильон в Венеции раскроет двойственную природу комплекса: его грандиозный масштаб, отражающий амбиции советской эпохи, и исторические обстоятельства, которые не позволили ему стать полноценной передовой инфраструктурой. Экспозиция подчеркнет противоречия, присущие солнечной печи: она одновременно экологична и неэкологична, модернистская и архаичная, открытая и секретная, торжественная и утилитарная. Застывшая во времени архитектура продолжает излучать утопическую ауру, вдохновляя на размышления о её будущем.
Вместо того чтобы акцентировать внимание на утрате актуальности объекта, кураторы предлагают взглянуть на его потенциал. Экспозиция задается вопросом: как этот уникальный научный комплекс может помочь в решении современных глобальных вызовов?
В рамках выставки в павильоне будут представлены объекты и инсталляции, раскрывающие ключевые элементы Института материаловедения. Некоторые из них привезены из Узбекистана и адаптированы для экспозиции, другие созданы специально для выставки и впоследствии будут использованы в институте. Все элементы переосмыслены концептуально и функционально, что позволяет раскрыть их скрытые смыслы и возможности. Кроме того, выставка станет площадкой для театрального перформанса.
Проект также подчеркивает вклад Садыка Азимова, узбекского физика и академика, посвятившего свою карьеру созданию и запуску института. В павильоне будут представлены работы писателя Сухбата Афлатуни, художников Азамата Аббасова, Эстер Шейнфельд и Мухиддина Рискиева, а также диалог с учеными Одилхужой Парпиевым и Султаном Сулеймановым.
Экспозиция стала частью масштабного исследовательского проекта Tashkent Modernism XX/XXI, запущенного в 2021 году для сохранения модернистских архитектурных объектов Ташкента. Под руководством ACDF и при координации студии GRACE проект объединил международных экспертов для документирования и переосмысления 24 ключевых объектов столицы.
Благодаря их усилиям 21 здание получило статус национального наследия.
Результаты исследования также отражены в двух книгах, изданных при поддержке ACDF. Первая, Tashkent Modernism XX/XXI, выпущенная издательством Lars Müller, представит итоги исследования и методологии сохранения архитектурного наследия. Вторая, Tashkent: A Modernist Capital, выйдет в ноябре 2024 года в издательстве Rizzoli New York и включит фотографии 24 модернистских объектов Ташкента, сделанные Карелом Баласом.
Гаянэ Умерова, председатель ACDF, отметила: «Узбекистан обладает богатым культурным наследием, и этот павильон — важный шаг в привлечении внимания к недооцененному наследию ташкентского модернизма. Мы стремимся к инновациям и хотим внести значимый вклад в глобальный диалог о будущем архитектуры и науки».
Екатерина Головатюк и Джакомо Кантони, кураторы павильона, добавили: «Для нас большая честь представить миру уникальный символ ташкентского модернизма. Мы благодарны ACDF за возможность работать над этим проектом и надеемся, что павильон станет важным этапом в диалоге о будущем Узбекистана и всего мира».
19-я Архитектурная биеннале в Венеции пройдет с 24 мая по 23 ноября 2025 года. Национальный павильон Узбекистана обещает стать одним из самых ярких событий выставки, объединяющим прошлое, настоящее и будущее архитектуры и науки.