Об этом было сообщено в ходе семинара в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, посвященный вопросам выхода стран региона на новые коммуникационные направления (транспортные коридоры), мировой рынок.
В настоящее время в республике осуществляются проекты по повышению транзитного потенциала транспортно-коммуникационной инфраструктуры.
До 2015 года за счет иностранных и внутренних инвестиций планируется реализовать проекты на общую сумму в размере $8,5 млрд. Так, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог предусмотрено капиталовложений на сумму $3,54 млрд., развитие и электрификацию железных дорог - $2,2 млрд., на воздушный транспорт - $1 млрд., а также на телекоммуникацию и инженерно-коммуникационную структуру - 1,8 млрд.
Сегодня в Узбекистане имеются более 20 международных транспортных коридоров, из которых 2 крупные международные автомобильные дороги проходят через Узбекистан и пересекают лишь Бухарскую область Е-40 и Е-60, объединяя страны Западной Европы со странами Восточной Азии.
Участники семинара отметили важность инициативы Президента Республики Узбекистан заключения международного договора о создании транспортного коридора Узбекистан - Туркменистан – Иран – Оман – Катар, проходящего через другие страны персидского залива, что будет способствовать установлению прочных связей стран Средней Азии и Персидского залива.
В настоящее время функционирует Узбекская национальная автомагистраль, которая выходит в зарубежные страны с северо-запада через Бейнеу, с юго-запада через Олот, с юга через Термез и с востока через Ош. Его длина составляет 2 755 км. В первые годы Независимости перевозка экспортно-импортных грузов Узбекистана в основном осуществлялась на северном направлении через 2-3 транспортных коридора, а сейчас имеется возможность доставки на мировой рынок грузов внешней торговли почти по 10 направлениям. Тем самым, более 50% основных экспортно-импортных грузов республики перевозятся через альтернативные, экономически выгодные, по сравнению с традиционными, коридоры.
Участники семинара в своих выступлениях подчеркнули, что завершение в ближайшем будущем проекта строительства и реконструкции железной дороги «Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс», осуществляемого совместно Азербайджаном, Грузией и Турцией, создаст возможность прямой перевозки экспортных грузов Узбекистана железнодорожным транспортом через страны Кавказа в турецкие порты и через тоннель «Мармарай», строительство которого завершается, - в страны Европы.
Кроме того, в целях уменьшения потребности использования традиционных коридоров в транспортном обеспечении взаимных экономических связях Китая и Узбекистана проводится большая работа по организации перевозки экспортных грузов в Китай через международный пограничный пост «Хоргос» и Казахстан. Введение в эксплуатацию данного направления создаст возможность снижения транспортных затрат за счет сокращения расстояния между Узбекистаном и Китаем на 700 км и одновременно, будет способствовать дальнейшему повышению конкурентоспособности экспортных товаров Узбекистана на рынке Китая.
Также участники обратили внимание на реализацию крупных проектов, предусматривающих строительство в нашей стране новых автомобильных и железных дорог, реконструкцию в соответствии с международными стандартами имеющихся транзитных направлений, электрификацию железных дорог и обновление подвижного состава, создание международных центров и терминалов логистики, модернизацию аэропортов.
В частности, реализуемые проекты по созданию международного интермодального логистического центра «Навои», в Ташкентской области – «Ангренского логистического центра», а также в Сергелиском районе г.Ташкента логистического центра «Ташкент» играют важную роль в повышении транзитного потенциала страны и его использовании.
В настоящее время через аэропорт г.Навои осуществляются перевозки грузов в Милан, Брюссель, Шанхай, Дели, Мумбай, Бангкок, Франкфурт, Дакку, Стамбул. В ближайшем будущем планируется перевозка грузов и в Дубай, Москву, Алматы.
Наряду с этим были высказаны предложения и рекомендации по дальнейшему повышению транзитного потенциала Узбекистана, эффективному его использованию, обеспечению роста объемов оказываемых транспортных услуг, а также совершенствованию правовой базы транзитной сферы.