Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР), совместно с Представительством Детского фонда ООН в Узбекистане, была проведена оценка уровня бедности среди детского населения, а также проанализирована эффективность системы социальной защиты. Об этом сообщает пресс-служба ЦЭИР.
Индекс детской бедности был рассчитан на основе данных об обследовании бюджета домохозяйств, проведенного Агентством статистики совместно с Всемирным Банком.
Если в обследовании 2021 года приняли участие 10 тысяч домохозяйств, то в 2023 году более 16 тысяч семей были опрошены по всей стране.
За три года уровень детской бедности в Узбекистане сократился на 7,8 процентных пунктов. Согласно результатам, уровень детской бедности снизился с 21,5% в 2021 году до 13,7% в 2023 году.
Тенденции по снижению уровня бедности заметно различаются между городскими и сельскими районами. В частности, в сельской местности уровень детской бедности снизился с 24,6% до 14,5%, тогда как в городах — с 18% до 13%.
Исследование выявило, что регионами с наименьшим уровнем детской бедности являются Навоийская область и город Ташкент, тогда как относительно высокий уровень детской бедности отмечен в Сырдарьинской и Джизакской областях.
Анализируя данные Национального агентства социальной защиты, становится ясно, что общее покрытие социальными пособиями в Узбекистане в 2023 году составило 10,8 миллиона человек.
Для малообеспеченных семей, которые нуждаются в детских пособиях и материальной помощи, охват составил 9 миллионов человек из 2,1 миллиона малообеспеченных семей и 72,5 тысяч бенефициаров, с общей суммой выплат в размере 12,3 трлн сумов.
Для повышения эффективности инвестиций в систему социальной защиты и реформ, Центром экономических исследований и реформ было проведено аналитическое исследование распределения социальных выплат среди различных домохозяйств.
Эффективность и целевая направленность системы социальной защиты были оценены путем анализа распределения, охвата и достаточности социальных пособий, а также их воздействия на уровень бедности.
Эксперты обратили внимание на то, что текущая система социальной защиты направляет значительную часть ресурсов к наименее обеспеченным слоям населения. Однако, по расчетам, почти 6% получателей социальной помощи приходится на наиболее обеспеченные 20% домохозяйств, включая 4% домохозяйств, получающих детские пособия.
В отличие от этого, пенсии по старости распределены относительно равномерно среди всех групп населения, что отражает универсальный подход к обеспечению пожилых людей.
В рамках исследования был проведен анализ влияния системы социальной защиты на уровень бедности.
Например, при недостаточном доходе, когда доходы находятся ниже уровня бедности, отсутствие социальных трансфертов привело бы к увеличению уровня бедности с 11% до 20,8%, детской бедности с 13,7% до 21,8%, и доли бедных пенсионеров с 7,3% до 31,4%.
Общий анализ позволяет оценить эффективность и направленность системы социальной защиты, выявить ее преимущества и недостатки, а также предложить меры по ее совершенствованию для обеспечения более равного доступа к социальным пособиям и снижения уровня бедности в обществе.
Таким образом, Узбекистан продемонстрировал свое стремление к достижению Первой цели устойчивого развития - устранению бедности во всех ее формах к 2030 году. В этом контексте измерение монетарной детской бедности представляет собой значимый шаг к реализации данной миссии.