Как отмечает ЦЭИ, расчеты показывают, что доля общих расходов на здравоохранение повысится до 9,8% к 2020 году и 10,7% к 2030 году к ВВП.
По данным центра, на рост расходов повлияют несколько факторов. Один из таких факторов – высокие темпы роста экономики и реальных доходов населения. В силу высокой эластичности спроса на услуги здравоохранения к 2020 году рост расходов на здравоохранение по сравнению с 2010 годом составит 2,7 раз, а к 2030 году – 5,6 раза.
«Внедрение новых технологий диагностики и лечения приведет к увеличению расходов на здравоохранение по сравнению с 2010 годом в 1,8 раза в 2020 году, и в 3,3 раза в 2030 году», - отмечается в публикации ЦЭИ.
Усиление процесса старения населения расходы приведет к росту расходов на здравоохранение по сравнению с 2010 годом в 1,3 раза к 2020 году, и в 1,8 раза к 2030 году.
Основным вызовом развития сектора станет оптимизация государственных расходов и обеспечение реальной доступности качественной медицинской помощи для всех слоев населения, отмечает ЦЭИ.
По мнению ЦЭИ, одним из ключевых факторов выбора модели финансирования здравоохранения является уровень экономического развития страны. В развивающихся странах доступ к услугам здравоохранения ограничен, что приводит к доминированию частных расходов, включая наличные платежи.
Развитые страны способны обеспечить гарантированный доступ к медицинским услугам для всех слоев населения. Так, Швеция, Норвегия, Канада и Австралия используют бюджетную или социально-страховую модель финансирования здравоохранения. Применение данных механизмов в указанных странах возможно благодаря: высоким ставкам налога (налоги составляют около 50% доходов населения), а также широкой налогооблагаемой базе (более 70% рабочего населения являются налогоплательщиками). Все это позволяет правительству осуществлять сбор средств у широких слоев населения и диверсифицировать риски.
Достижение цели всеобщего охвата медицинскими услугами подразумевает, что правительство и население согласны выделять на цели здравоохранения определенную долю налоговых доходов, а также готовы к распределению затрат и разделению рисков. Необходимо также достижение согласия в выбранной схеме медицинского страхования.
В рамках обеспечения всеобщего охвата населения медицинскими услугами необходим учет следующих моментов:
Модель здравоохранения, основанная на доминировании платных медицинских услуг и нацеленная на получение прибыли будет способствовать росту расходов, большая часть которых будет приходиться на обеспеченные слои населения. В связи с этим, частная медицина должна развиваться как дополняющая общественную в удовлетворении спроса высокодоходных групп населения и среднего класса на медицинские услуги, не предусмотренные государственными гарантиями или пакетом ОМС. Это стимулирует повышение качества медицинских услуг, внедрение новых более эффективных и современных технологий и инноваций в сфере здравоохранения.
Несмотря на то, что уже на текущем этапе развития, имеется необходимость выработки долгосрочной стратегии реформирования системы здравоохранения в Узбекистане, применение моделей организации и финансирования здравоохранения, разработанных для других стран не представляется целесообразным. Как отмечает генеральный директор ВОЗ, д-р. Маргарет Чен «нет единого решения в выборе модели здравоохранения, которое подходило бы для всех стран … Система здравоохранения является комплексным механизмом, различные компоненты которого могут взаимодействовать самым непредсказуемым образом. Компромиссы неизбежны, и при принятии решения в выборе модели необходимо достижение баланса между долями охваченного населения, видами медицинских услуг и расходами»
Таким образом, реформирование системы здравоохранения требует глубокого анализа и оценки, проведение консультации и систематических пилотных проектов, которые могут быть полезными для определения эффективной стратегии финансирования здравоохранения. Целью реформ должно быть обеспечение устойчивости и доступа всех групп населения к оздоровительной, лечебной и реабилитационной медицине.