Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие годы содержат ответные меры реагирования на изменение внешних и внутренних условий, меры по развитию операционного механизма, исследования взаимосвязей в экономике, и в целом отражают видение Центрального банка относительно текущей и ожидаемой макроэкономической ситуации.
С учетом высокой неопределенности экономического развития внешнеторговых партнеров, ситуации на сырьевых и финансовых рынках, а также темпов реализации структурных реформ, направления макроэкономического развития на последующие годы были разработаны на основе сценариев.
Во всех сценариях макроэкономического развития основной целью Центрального банка является обеспечение ценовой и финансовой стабильности.
В качестве условий основного сценария было определено отсутствие резких изменений в развитии внешнеэкономической ситуации и активное продолжение структурных реформ в ближайшие годы, при этом дальнейшее увеличение неопределенности и возникновение рисков и шоков во внешних условиях являются главными предпосылками альтернативного сценария.
При разработке основного сценария закладывалась реализация макроэкономических коррекций в последующие годы, т.е. переход структурных реформ в энергетике, транспорте, сельском и водном хозяйстве в активную фазу и логическое завершение некоторых из них, начало фискальной консолидации и сокращение общего фискального дефицита по сравнению с 2023 годом, снижение доли государства в экономике. В результате ожидаются высокие темпы роста частных инвестиций и экспорта.
Согласно уточненным прогнозам в рамках этого сценария, период достижения 5 % постоянного целевого показателя инфляции приходится на вторую половину 2025 года с учетом влияния корректировок некоторых регулируемых цен на общую инфляцию, а также более длительного периода сохранения давления внешней ситуации на факторы предложения, возникшего в 2022-2023 годах.
В то же время, это решение не означает, что постоянный целевой 5% показатель был изменен, но указывает, на продление периода достижения данного таргета.
Также продление срока достижения цели, с одной стороны связано с тем, что совокупное предложение в экономике запаздывает и не в полной мере удовлетворяет внутренний потребительский спрос, а с другой, с серьезными рисками для экономической активности и финансовой стабильности в случае принятия жестких мер, направленных на ограничение совокупного спроса.
В свою очередь, это означает, что наряду с уменьшением влияния монетарных факторов, для эффективного снижения инфляции до целевого уровня необходимо дальнейшее усиление мер, направленных на увеличение совокупного предложения.
В рамках основного сценария макроэкономического развития уровень инфляции в 2024 году прогнозируется в диапазоне 8-9%. В целях сохранения инфляции в прогнозном коридоре, денежно-кредитные условия в 2024 году останутся в относительно жесткой фазе.
Прогноз инфляции может быть пересмотрен с учетом уровня корректировки регулируемых цен в 2024 году, допускается внесение соответствующих изменений в денежно-кредитные условия.
Принимая во внимание, что краткосрочное возрастающее воздействие на общую инфляцию будет значительным в период макроэкономических корректировок и структурных реформ, решения в денежно-кредитной политике в следующем году будут в первую очередь сосредоточены на снижении базовой инфляции.
С другой стороны, в ближайшие годы будет формироваться достаточная основа для сохранения понижающейся динамики базовой инфляции.
В случае, если ожидаемые изменения окажут резкое влияние на инфляционные ожидания, денежно-кредитные условия будут изменены, а каждая мера будет подробно разъясняться путем усиления коммуникаций с широкой общественностью.
В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики будут продолжены меры по снижению уровня долларизации банковской системы, сокращению практики льготного кредитования, переходу к процентным ставкам, формируемым на основе рыночных принципов.
В среднесрочной перспективе динамика общей ликвидности банковской системы будет формироваться на основе операций правительства и источников их финансирования, баланса спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. При этом, как и в 2023 году, в 2024 году важное значение будет иметь сохранение тенденции к снижению ликвидности и ее ограничивающего инфляцию характера посредством жестких денежно-кредитных условий.
В условиях снижения ликвидности банковской системы на повестку дня может быть поставлен вопрос финансовой устойчивости, и Центральный банк рассмотрит меры по обеспечению устойчивости системы путем активного использования инструментов управления ликвидностью.
В рамках основного сценария реальный рост валового внутреннего продукта в 2024 году ожидается на уровне 5-5,7%, в 2025 году - около 5-6%, в 2026 году - около 5,5-6,5%.
Ожидается, что факторами, поддерживающими экономический рост, станут повышение инвестиционного и производственного потенциала частного сектора, высокие темпы роста прямых иностранных и внутренних инвестиций, а также экспорта.
Согласно условиям альтернативного сценарию ожидаемый в 2024 году уровень инфляции составит 9-10% с учетом дополнительного давления на внутренние цены со стороны относительно неблагоприятного формирования внешних условий по сравнению с основным сценарием.
При этом, период достижения постоянной цели сдвинется на более поздний срок, а инфляция составит в 2025 году около 7-8% и снизится до 5% к концу 2026 года.
В этом сценарии основным фактором поддержки экономической активности станут фискальные стимулы. Вместе с тем, в среднесрочной перспективе реальный рост ВВП может оказаться на 1,5-2 п.п. ниже прогнозов в основном сценарии.
В случае реализации условий альтернативного сценария будут приняты меры по дальнейшему ужесточению денежно-кредитных условий.
В целях обеспечения финансовой стабильности будут широко использоваться макропруденциальные меры.
В ближайшие годы институциональное развитие будет осуществляться по следующим направлениям:
в части развития операционного механизма денежно-кредитной политики, будет детально проработан вопрос объявления с 2025 года условного прогноза основной ставки и его обсуждения с участниками рынка;
будут приняты меры по расширению объемов операций РЕПО, проводимых на денежном рынке, и формированию кривой доходности исходя из цены денег по разным срокам;
будут внедрены операции «овернайт процентные свопы» и формирование на их основе кривой доходности;
в целях дальнейшего совершенствования системы макроэкономического анализа и прогнозирования планируется разработка прогнозов e-cpi на основе результатов машинного обучения и онлайн-наблюдений;
будут усовершенствованы методы охвата изучений инфляционные ожидания, а также потребительских и деловых настроений;
будет расширен спектр моделей, используемых при прогнозировании экономического роста и инфляции;
при развитии коммуникационных связей в сфере денежно-кредитной политики будут усовершенствованы инструменты коммуникации, соответствующие интересам и потребностям целевой аудитории;
будут разработаны направления развития многоуровневой (multi layer) коммуникации;
будут приняты правила коммуникации и обеспечено их выполнение.
Концептуально одобренный предварительный проект «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2024 и период 2025-2026 годов» будет опубликован на официальных страницах Центрального банка для широкого обсуждения с общественностью.