Temu должен выплатить 46 млрд сумов налогов
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Китайский маркетплейс Temu должен выплатить налоги на сумму около 46 миллиардов сумов, чтобы снять блокировку в Узбекистане. Об этом 1 апреля сообщил первый заместитель председателя Налогового комитета Мубин Мирзаев.
По его словам, налогообложение электронных торговых платформ остается актуальной проблемой во всем мире. Анализ, проведенный Налоговым комитетом, выявил, что многие маркетплейсы, работающие в сфере электронной коммерции, не исполняют налоговые обязательства. В их числе оказались не только Temu, но и Wildberries, который, как отметил Мирзаев, до настоящего времени не уплачивал налоги.
«Многие могут спросить: почему только Temu? Но мы направили уведомления всем участникам рынка с требованием соблюдать налоговое законодательство», — подчеркнул он.
Мирзаев привел в пример ситуацию с маркетплейсом Wildberries, который недавно доплатил в бюджет 51,2 млрд сумов налогов. После этого ведомство выдало компании заключение об отсутствии претензий, что позволило ей продолжить работу в Узбекистане.
По предварительным данным, налоговая задолженность Temu составляет около 46 млрд сумов, однако эти цифры еще проходят проверку Налоговым комитетом. В связи с этим маркетплейсу было направлено официальное уведомление с требованием погасить задолженность. Если Temu выполнит налоговые обязательства, его деятельность будет узаконена.
О возможных ограничениях в отношении Temu стало известно еще в начале марта. В совместном заявлении Национального агентства перспективных проектов и Налогового комитета указывалось, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 26 декабря 2024 года № 885 операторами электронной коммерции, включая онлайн-торговые платформы, могут быть только компании, зарегистрированные в Узбекистане в качестве резидентов. Этот нормативный акт вступил в силу с момента его официального опубликования.
Анализ деятельности зарубежных маркетплейсов, работающих на узбекском рынке, выявил несоответствия требованиям национального законодательства. Нарушения касались сфер электронной коммерции, розничной торговли, рекламы, защиты персональных данных, прав потребителей, а также авторских и смежных прав.
В связи с этим было объявлено, что с 20 марта 2025 года доступ к Temu на территории Узбекистана будет ограничен. Однако после регистрации в качестве резидента страны маркетплейс сможет возобновить свою деятельность при соблюдении местных законодательных норм.
18 марта Налоговый комитет сообщил, что Temu зарегистрировался в Узбекистане как юридическое лицо и встал на налоговый учет. Тем не менее, как отметили в ведомстве, остаются нерешенные вопросы, касающиеся предыдущих периодов деятельности компании, и в настоящее время продолжаются переговоры.