Курсы валют от 26/11/2024
$1 – 12814.78
UZS – -0,11%
€1 – 13442.70
UZS – 0,73%
₽1 – 123.50
UZS – -1,13%
Поиск
Финансы 06/12/2022 Standard & Poor’s подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана на уровне «BB-»
Standard & Poor’s подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана на уровне «BB-»

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Междунароодное рейтинговое агентство Standard & Poor’s подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана в иностранной валюте на уровне «BB-» со стабильным прогнозом.

Standard & Poor’s отмечает, что конфликт между Украиной и Россией не так сильно сказались на Узбекистане. Агентство отмечает, что часть россиян переехали в Узбекистан и перенесли свои средства в страну.

Россия является крупнейшим источником денежных переводов и торговым партнером Узбекистана, на нее приходится около 20% всего импорта Узбекистана и 15% экспорта по состоянию на август.

В то же время инфляция ускорилась, и правительству пришлось увеличить социальные расходы для поддержки домохозяйств, что привело к увеличению бюджетного дефицита в 2022 г. По мнению экспертов агентства, необычно высокие денежные переводы из России вряд ли сохранятся. В сочетании с сохраняющимися негативными региональными последствиями продолжающейся войны слабый глобальный экономический рост и ужесточение денежно-кредитной политики могут создать дополнительные риски для роста и условий финансирования развивающихся рынков, включая Узбекистан, начиная с 2023 года.

Реальный рост ВВП за первые три квартала этого года достиг 5,8%. Денежные переводы и трансферы вместо снижения выросли до $12,6 млрд по состоянию на сентябрь 2022 года, что более чем вдвое больше, чем в прошлом году. Это в основном объясняется более высоким притоком из России из-за факторов, включающих переход на официальные каналы перевода с учетом более высоких ограничений и стоимости операций с наличными, благоприятную динамику валютных курсов между российским рублем и узбекским сумом, а также сохраняющийся спрос на узбекских рабочих в России. 

Кроме того, Узбекистан выиграл от оттока финансового и человеческого капитала из России, что приводит к увеличению потребления и инвестиций в определенные сектора, такие как информационные и коммуникационные технологии. Торговые потоки с Россией улучшились, поскольку прямая торговля между Россией и некоторыми другими странами стала более сложной.

Тем не менее, Standard & Poor’s ожидает, что экономические перспективы Узбекистана будут более нестабильными в контексте продолжающейся российско-украинской войны, замедления глобального роста и инфляционного давления. По мнению агентства, всплеск денежных переводов, капитала и притока мигрантов, вероятно, будет временным и может прекратиться с 2023 года. 

Standard & Poor’s ожидает, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сократятся из-за сокращения инвестиций со стороны российских компаний. Более серьезная рецессия в России также может ослабить торговлю и денежные переводы.

Узбекистан перешел в позицию чистого должника в 2019 году, хотя и на уровне, который остается сдержанным по сравнению с сопоставимыми странами. Мы ожидаем, что к 2025 году чистый государственный долг увеличится до 23% ВВП.

Экспорт Узбекистана по-прежнему зависит от сырьевых товаров (составляющих почти половину экспорта товаров). Более высокие мировые цены на сырьевые товары и продажи золота помогли увеличить экспорт на 35% в первой половине 2022 года. Однако мы ожидаем, что цены на золото снизятся в течение нашего прогнозируемого периода до 1700 долларов за унцию в 2022 году, 1600 долларов за унцию в 2023 году и 1400 долларов за унцию с 2024 г. С другой стороны, рост цен на медь должен поддержать экспорт в течение прогнозируемого периода. Между тем, экспорт природного газа будет сокращаться еще больше по мере увеличения внутренних потребностей расширяющейся экономики в газе и электроэнергии.

Денежные переводы также являются важным компонентом текущего счета Узбекистана, учитывая большое количество граждан, работающих за границей, особенно в России. Мы ожидаем, что приток денежных переводов составит около одной трети поступлений по счету текущих операций в 2022 г. и сократит дефицит счета текущих операций примерно до 2% ВВП с 7% ВВП в 2021 г. Мы прогнозируем дефицит счета текущих операций на уровне около 6% ВВП в среднем за следующие три года, частично подпитываемый импортом капитала и высокотехнологичных товаров. Дефицит будет финансироваться за счет сочетания чистых потоков прямых иностранных инвестиций и долговых обязательств.

Узбекистан остается чистым внешним кредитором по отношению к остальному миру, который оценивается в 15% ВВП в 2022 году. Однако в последние годы валовой внешний долг страны рос быстрыми темпами, особенно в финансовые секторы. На наш взгляд, это увеличение в первую очередь отражает открытость экономики и ее значительные потребности в инвестициях и развитии. Мы отмечаем, что большая часть роста приходится на официальных, а не коммерческих кредиторов - как для государственного, так и для банковского секторов. Тем не менее, мы считаем, что, если это продолжится, устойчивый рост внешнего левериджа может представлять риски, особенно если некоторые из соответствующих проектов, финансируемых за счет заемных средств, будут работать хуже, чем ожидалось. Наши текущие внешние прогнозы основаны на ожидании выраженного замедления темпов накопления внешнего долга на прогнозируемом горизонте.

По нашим оценкам, используемые валютные резервы Узбекистана до 2025 г. сократятся в основном из-за падения цен на золото. Резервы Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) в монетарном золоте составляют почти 80% от общего объема используемых резервов. ЦБУ является единственным покупателем золота, добытого в Узбекистане. Он покупает золото за местную валюту, а затем продает доллары США на местном рынке, чтобы компенсировать влияние своей интервенции на узбекский сум. 

ЦБУ движется к таргетированию инфляции с официальной целью достичь уровня инфляции 5% к 2024 году. В настоящее время мы не считаем это достижимым, особенно в условиях глобального ценового давления. Более высокая импортируемая инфляция в этом году, вероятно, повысит среднегодовой уровень до 12,5% с 10,9% в 2021 году. Рост заработной платы в государственном секторе и либерализация регулируемых цен также могут усилить инфляционное давление в течение прогнозируемого периода. ЦБУ снизил учетную ставку в июне и июле до 15% после повышения на 300 базисных пунктов до 17% в марте, учитывая стабилизацию макроэкономических условий и обменного курса. Мы прогнозируем постепенное обесценивание валюты на 3-4% в год до 2025 года.

Standard & Poor’s также отмечает, что узбекские компании и банки могут подвергнуться риску вторичных санкций из-за высокого уровня торговли с Россией. Насколько известно Standard & Poor’s, одна частная компания, «Промкомплектлогистика», как сообщается, нарушила российские санкции, что привело к вторичным санкциям, введенным США. Однако ЦБУ принимает дополнительные меры для усиления соблюдения и контроля в банковском секторе.

Агентство ожидает, что банковский сектор Узбекистана продолжит демонстрировать устойчивость в течение следующих двух лет. Мы ожидаем, что рост кредита замедлится до 15-18% в 2022-2023 годах с примерно 30% в 2020 году из-за более строгих нормативных требований и повышенной неопределенности. Мы считаем, что восстановление экономики и низкий уровень проникновения розничного кредитования в Узбекистане (с отношением долга домохозяйств к ВВП ниже 10% в 2021 г., что является одним из самых низких показателей в аналогичной группе) останутся в числе ключевых факторов, способствующих росту спроса на кредитование в ближайшие несколько лет.

Standard & Poor’s полагает, что стоимость кредитов останется повышенной: около 2% в 2022 г. по сравнению с 2,1% в 2021 г. Мы также ожидаем, что неработающие кредиты останутся высокими на уровне 4–6% в 2022–2023 гг. Профиль фондирования узбекских банков в основном стабилен, поддерживается финансированием со стороны государства и ростом корпоративных и розничных депозитов, но доступ к долгосрочному финансированию остается ограниченным. Хотя недавний отзыв лицензии у «Туркистон Банка» предполагает устранение более слабых институтов, он также подтверждает наше мнение о менее предсказуемом и прозрачном подходе к действиям регулирующих органов.

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал