Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – В американской системе союзов трансатлантические отношения между Европой и Северной Америкой занимают особое место. Они традиционно рассматриваются Вашингтоном как одна из основ влияния США в мире. Их важнейшая составляющая – военно-политические и военно-экономические связи.
I. В настоящее время зависимость ЕС от США в сфере безопасности уменьшилась. Возникли противоречия в вопросах стратегического видения на международную ситуацию. Вашингтон ориентируется на реализацию своих национальных интересов по всему миру, ЕС более сосредоточен на обеспечении безопасности своего региона и ближайшей периферии – востока Европы, севера Африки, восточной части Средиземноморья.
Эксперты отмечают, что в период президентства в США Д.Трампа в трансатлантических отношениях обнаружился ряд противоречий. Критика в адрес союзников по НАТО в связи с недостаточностью их военных расходов была дополнена односторонними действиями американской администрации.
Введение ряда торговых пошлин, затрагивающих ЕС, отказ от участия в международных организациях (выход из ЮНЕСКО в 2018 г., приостановка спонсирования ВОЗ в 2020 г.) и договорах (прекращение действия ДРСМД в 2019 г., участия в Парижском соглашении в 2020 г.) послужили негативным сигналом для европейцев.
В этих условиях канцлер ФРГ А. Меркель заявила о необходимости для Европы «взять свою судьбу в собственные руки», а президент Франции Э.Макрон высказался за создание европейской армии и призывал к стратегической автономии «Старого света».
На этом фоне эксперты выделяют некоторые новые особенности взаимоотношений США и ЕС в оборонной сфере. В Стратегиях национальной безопасности США Европа традиционно рассматривается в качестве ключевого военно-политического союзника. Стратегическая самостоятельность Европы является опорой для сохранения либерального миропорядка. США высказываются в поддержку развития европейских оборонных инициатив, в том числе и ОПК. Вместе с тем Вашингтон тщательно анализирует европейские проекты в сфере безопасности.
Эксперты отмечают, что США исходят из того, что им нужна сильная Европа, но не нужен сильный Европейский союз.
В Вашингтоне традиционно полагают, что Европе стоит уделять больше внимания модернизации, упорядочиванию и иногда использованию своих военных возможностей, нежели созданию новых институциональных оборонных структур.
II. Исходя из данного подхода основные противоречия США и ЕС возникают вокруг инициатив Комиссии ЕС по продвижению Европейского оборонного фонда (EDF) и Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (PESCO).
EDF, являющийся составляющей Общей политики безопасности и обороны ЕС, был основан в 2017 г. Его деятельность направлена на финансовую поддержку европейских НИОКР.
Фонд осуществляет финансирование по двум направлениям. Во-первых, это исследовательские работы, на которые было выделено 90 млн. евро на 2019-2020 гг., а затем планируется расходовать по 500 млн. евро ежегодно в 2021-2027 гг.
Во-вторых, это направление «развитие и внедрение». Здесь в 2019-2020 гг. было выделено 500 млн. евро и затем на период 2021-2027 гг. планируется выделять по 1 млрд. евро ежегодно. При этом участвовать в каждом проекте при поддержке Европейского оборонного фонда должны как минимум три страны-члена. Это сделает ЕС одним из крупнейших инвесторов в сфере военных исследований и технологий, а также послужит «катализатором развития инновационной и конкурентоспособной промышленной и научной базы».
По мнению европейских экспертов, деятельность основанного в 2018 г. PESCO заключается в расширении оборонных возможностей государств – членов ЕС для осуществления национальных и многонациональных миссий и операций.
На данный момент в рамках PESCO осуществляется 47 проектов, которые были приняты на основе трех пакетов в 2018–2019 гг. Важной чертой Постоянного структурированного сотрудничества являются условия участия. Выполнение договоренностей по принятым проектам юридически обязательно для стран-членов.
До настоящего времени реакция США на создание EDF и PESCO сводилась к предостережениям от дублирования НАТО.
В ответ в ЕС утверждают, что данное структурированное сотрудничество является ответом на запросы Вашингтона о повышении европейского вклада в деятельность НАТО. Вместе с тем, по мнению американских экспертов, PESCO является попыткой создания альтернативной военной структуры.
Одновременно Вашингтон обращает внимание на проблемы двусторонней торговли и доступа к проектам. Пентагон называет закрытие доступа к проектам PESCO и зарождающийся протекционизм на европейском рынке ОПК важнейшими вызовами, которые создают новые инициативы ЕС.
Во-первых, это вопрос присутствия в будущем американских компаний на европейском рынке вооружений, их способность сохранить существующую долю и увеличить ее.
Во-вторых, это вопрос возможности участия в перспективных европейских разработках.
В-третьих, это доступ к новым технологиям, которые будут появляться в рамках европейских программ.
ЕС является одним из крупнейших импортеров вооружений США и занимает 2-ое место после Саудовской Аравии – как в 2019 г., так и суммарно на протяжении последних пяти лет.
В докладе Французского института международных отношений отмечается, что в последние годы прослеживается рост американских поставок в Европу, особенно в сфере сухопутных вооружений. Военные поставки повышают зависимость ЕС от США, тем самым поддерживают значимость НАТО.
В свою очередь европейский экспорт, в сравнении с американским, значительно ниже. США являются четвертым по величине импортером из ЕС, после Саудовской Аравии, Египта и Индии. При этом рост экспорта в США в 2019 г. в значительной степени произошел за счет Великобритании.
На рынке вооружений между США и ЕС сохраняется дисбаланс. 25% европейского вооружения импортировано из США. Анализ SIPRI показывает, что экспорт вооружений США в ЕС насчитывает более 80 наименований. В то же время импорт США содержит лишь 38 позиций.
В целом проблемы в отношениях США и ЕС, связанные с европейскими амбициями в военно-политической и военно-экономической сферах будут постепенно усиливаться. В этой связи США могут способствовать замедлению оборонных проектов PESCO и EDF, угрожающих интересам американского ОПК в Европе.