Эти вопросы были обсуждены на двухдневном семинаре-тренинге в г. Ташкенте и в г. Самарканде, организованные Министерством юстиции Республики Узбекистан, Представительством ПРООН в Узбекистане и Японским агентством международного сотрудничества (JICA) в Узбекистане.
Основная цель реформирования административных процедур заключается в том, чтобы эти процедуры были максимально простыми, четкими, понятными для всех, кто обращается в государственные органы и иные организации.
Участники семинара отметили, что в настоящее время отсутствуют единые, закрепленные законом правила, регламентирующие порядок и стадии принятия правовых актов индивидуального характера. Этот пробел в законодательном регулировании в некоторой степени заполняется отдельными актами различной юридической силы: ведомственными инструкциями, положениями, приказами и т.д. В результате возникает реальная опасность нарушения прав и интересов граждан, так как существующие административные процедуры в большей степени ориентированы на защиту ведомственного интереса, чем на обеспечение прав и свобод граждан и стимулирование их активного правомерного поведения.
Как показывает анализ законодательства зарубежных стран (США, Германия, Голландия, Япония и т.д.), административные процедуры в основном регулируются на основе закона или соразмерного документа. Представляется очевидным, что в правовом государстве деятельность органов государственного управления и их должностных лиц основывается на законе – законодательной регламентации основных целей и принципов регулирования административных процедур, в наибольшей степени, учитывающих особенности государственно-правового развития Узбекистана и опыт зарубежных стран. Практически, речь идет о различных административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Создание на их основе специального нормативно-правового акта в виде Закона об административных процедурах – актуальная задача, напрямую связанная с укреплением правовой базы государственного управления, механизма реализации задач и функций исполнительной власти.
Начальник Управления уголовного, административного и социального законодательства Министерства юстиции Узбекистана, г-н Н. Тойчиев также указал на неполноту и недоступность информации по административным процедурам тех или иных государственных органов, что способствует недопониманию и приводит к не-довольствию среди населения. Останавливаясь на содержательной части проекта Закона об административных процедурах Республики Узбекистан, он предложил включить основные принципы административных процедур в текст законопроекта, что способствовало бы повышению их статуса.
Первый вариант проекта Закона Узбекистана «Об административных процедурах» был еще разработан в 2005 году и состоял из более 140 статей. Главное достижение этого проекта Закона заключалось в её детализации. Этот проект Закона был в целом согласован со всеми министерствами и ведомствами страны и внесен Правительством Узбекистана на согласование в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан. По оценкам независимых иностранных экспертов, проект Закона Узбекистана об административных процедурах в первоначальном варианте написан более детально и лучше, чем аналогичные документы Грузии, Казахстана, Кыргызстана, некоторых стран Восточной Европы и т.д.
В свою очередь экспертами ПРООН, было предложено рассмотреть возможность реформирования административных процедур параллельно с реформированием государственной службы. Это соответствует общей мировой практике и тенденции, что поспособствует эффективной имплементации административных процедур. Они предложили наряду с принятием Закона Узбекистана «Об административных процедурах» принять Закон Узбекистана «О государственной службе», Этический кодекс для государственных служащих, а также разработку Классификатора государственных служащих.