Курсы валют от 29/11/2024
$1 – 12865.05
UZS – 0,13%
€1 – 13550.76
UZS – 0,28%
₽1 – 116.73
UZS – -2,78%
Поиск
Экономика 01/06/2024 Рейтинги Узбекистана подтверждены на уровне ВВ-/В
Рейтинги Узбекистана подтверждены на уровне ВВ-/В

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 31 мая 2024 года S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги в иностранной и местной валюте на уровне BB-/B для Узбекистана. Прогноз стабильный.

Оценка по трансферу и конвертируемости (T&C) остается на уровне'BB-.

Стабильный прогноз учитывает благоприятные перспективы роста Узбекистана в течение следующих 12 месяцев и риски, связанные с увеличением внешнего и чистого государственного долга, хотя и с умеренных уровней.

Агентство может снизить рейтинги, если внешний и государственный долг продолжат быстро расти, повышая фискальные риски и риски баланса платежей, особенно если ожидаемые выгоды от связанных проектов не реализуются согласно плану.

S&P Global Ratings может повысить рейтинги, если реформы приведут к более высокому, чем ожидалось, потенциалу роста в среднесрочной перспективе с положительными эффектами для фискальной и внешней позиций.

Узбекистан начал второй этап реформ в рамках программы экономической модернизации, начатой в 2017 году. Чтобы решить проблемы, связанные с энергетической безопасностью, высокой фискальной стоимостью субсидий и растущим импортом газа, правительство с октября 2023 года повысило тарифы на электроэнергию и газ после нескольких лет задержек. Власти также сотрудничают с международными финансовыми институтами и иностранными инвесторами, в основном из Ближнего Востока и Китая, для привлечения и финансирования инвестиций в производство электроэнергии, зеленую энергетику, добычу газа и горнодобывающую промышленность. S&P Global Ratings ожидает, что эти реформы, наряду с новым толчком к более рыночно-ориентированной политике, приведут к сильному годовому росту, превышающему в среднем 5% до 2027 года.

Однако значительные инвестиции в рамках планов развития увеличивают чистый государственный и внешний долг Узбекистана. После рекордного дефицита текущего счета в 8.6% ВВП в 2023 году, агентство прогнозирует все еще высокие дефициты в среднем 7.6% ВВП ежегодно в период с 2024 по 2027 годы, учитывая продолжающийся рост импорта. Позитивно то, что чистый государственный долг Узбекистана остается умеренным в глобальном сравнении - S&P Global Ratings ожидает, что он достигнет 31.7% ВВП к концу 2024 года.

В целом рейтинги Узбекистана поддерживаются все еще умеренным уровнем внешнего долга и общего государственного долга экономики. Фискальные и внешние позиции суверена исторически выигрывали от политики перевода части доходов от продажи сырьевых товаров в суверенный фонд благосостояния - Фонд реконструкции и развития Узбекистана (UFRD).

«Наши рейтинги ограничены низким уровнем экономического благосостояния Узбекистана, измеряемым ВВП на душу населения, и низкой - хотя и улучшающейся - гибкостью денежно-кредитной политики. По нашему мнению, реакции на политику трудно предсказать, учитывая высоко централизованный процесс принятия решений и менее развитую систему подотчетности и сдержек и противовесов между институтами», - отмечает агентство.

Агентство прогнозирует, что экономический рост в среднем составит 5,2% в период с 2024 по 2027 год, что немного ниже 6,0% в 2023 году.

Экономические и управленческие реформы, включая планируемые повышения тарифов на энергию, будут поддерживать инвестиционные перспективы страны.

Принятие решений останется централизованным, а восприятие коррупции высоким, хотя и улучшающимся, по нашему мнению.

С 2021 по 2023 годы Узбекистан демонстрировал высокий реальный рост ВВП в среднем около 6,4% ежегодно, и S&P Global Ratings ожидает, что перспективы останутся сильными, поддерживаемые государственными и частными инвестициями. 

Рост Узбекистана сильно зависит от инвестиций, с одним из самых высоких в мире соотношений инвестиций к ВВП, составляющим около 43% в прошлом году. В рамках стратегии "Узбекистан-2030" правительство и государственные учреждения стимулируют инвестиции в энергетический, транспортный, телекоммуникационный, сельскохозяйственный и туристический сектора, продолжая реформы в энергетическом секторе, приватизацию и улучшение фискальной политики.

После нескольких лет задержек правительство ввело более высокие тарифы на электроэнергию и газ для бизнеса в октябре 2023 года, распространив их на домохозяйства в мае 2024 года. Цель - почти достичь окупаемости затрат к 2027 году. Правительство также планирует диверсифицировать и модернизировать производство электроэнергии, особенно зеленой энергии, в основном через государственно-частные партнерства (ГЧП). Например, саудовская компания ACWA Power активно инвестирует в Узбекистан для установки 5000 мегаватт (МВт) электроэнергии, при этом страна планирует достичь 25 000 МВт возобновляемой энергии к 2030 году. Узбекистан также расширяет производство меди, золота, серебра и урана для увеличения экспортной базы.

Несмотря на рост тарифов на энергию и высокие процентные ставки, Агентство считает, что меры стимулирования со стороны правительства, такие как возврат налога на добавленную стоимость и регулируемые цены на несколько потребительских товаров, должны поддерживать рост потребления. Однако для снижения высокого роста импорта власти отменили освобождение от импортного налога на автомобили и около 40 основных продуктов питания, введенное в 2023 году.

Экономика Узбекистана продолжает достаточно хорошо справляться с последствиями войны России и Украины, даже несмотря на снижение притока денежных переводов и денежных трансфертов из России по сравнению с высокими показателями 2022 года. Приток денежных переводов сократился на одну треть в 2023 году до около $11 миллиардов (11% ВВП), но все еще был примерно на 40% выше, чем в 2021 году, и увеличился на 9% в годовом исчислении в первом квартале 2024 года. Россия остается крупнейшим источником денежных переводов для Узбекистана - 78% от общего объема денежных переводов в 2023 году. Кроме того, общий товарооборот с Россией увеличился примерно на 16% в первом квартале 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года. Учитывая санкции, введенные западными союзниками против России, экспорт Узбекистана в Россию увеличился, чтобы удовлетворить растущий спрос. Кроме того, в октябре 2023 года Узбекистан подписал двухлетнее соглашение с российским Газпромом на импорт 9 миллионов кубометров газа в день.

По мнению экспертов агентства, риск вторичных санкций США и ЕС для узбекских компаний, ведущих бизнес с Россией, остается, хотя правительство старается соблюдать требования санкций. Например, США и ЕС ввели санкции против нескольких узбекских компаний, занимающихся торговлей электронным и телекоммуникационным оборудованием и товарами в оборонной промышленности. В ответ правительство внедряет усовершенствованные процессы проверки, автоматизированные меры скрининга и стресс-тестирование.

«Несмотря на сильный рост, наши суверенные рейтинги Узбекистана ограничены низким ВВП на душу населения в глобальном сравнении, который, по прогнозам, составит $2 600 в 2024 году. Страна пользуется благоприятной демографической ситуацией, учитывая молодое население; почти 90% находятся в трудоспособном возрасте или моложе, что представляет возможность для роста, основанного на предложении рабочей силы. Однако, по нашему мнению, рост рабочих мест не сможет удовлетворить спрос. Слабость российской экономики, где занято большинство постоянных и сезонных эмигрантов из Узбекистана, может еще больше усугубить эту проблему», - подчеркивает агентство.

Новая конституция, принятая в мае 2023 года, увеличила срок полномочий президента до семи лет с пяти и позволяет действующему президенту оставаться у власти до 2037 года. Действующий президент Шавкат Мирзиёев выиграл выборы, состоявшиеся 9 июля 2023 года после конституционного референдума, набрав 87% голосов. Международные наблюдатели отметили отсутствие конкуренции на выборах. «По нашему мнению, реакции правительства в Узбекистане трудно предсказать, учитывая централизованный процесс принятия решений и ограниченные сдержки и противовесы между институтами, несмотря на реформы. Значительная неопределенность в отношении будущей преемственности сохраняется», - отмечает агентство.

S&P Global Ratings ожидает, что чистый государственный долг достигнет 38% ВВП к 2027 году по сравнению с чистой активной позицией в 2017 году.

Агентство прогнозирует, что дефициты текущего счета Узбекистана в среднем составят 7,6% ВВП до 2027 года, финансируемые в основном за счет внешнего льготного долга и в меньшей степени за счет чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Несмотря на улучшения в денежно-кредитной политике в последние годы, S&P Global Ratings по-прежнему считает, что операционная независимость центрального банка ограничена, а долларизация кредитов остается высокой - более 40%.

Чтобы смягчить последствия войны России и Украины и высоких цен на продукты питания в последние годы, правительство увеличило социальные расходы и заработную плату в 2023 году. Фискальный дефицит увеличился до 5,5% ВВП, что значительно выше запланированных 3,0%. С 2024 года S&P Global Ratings ожидает постепенной фискальной консолидации благодаря реформам субсидий, более целевым социальным расходам и отмене некоторых налоговых льгот. Власти оценивают экономию в размере около 1 процентного пункта ВВП в этом году за счет более высоких тарифов на энергию и газ. По мере того, как правительство работает над сокращением теневой экономики и улучшением работы организаций, связанных с правительством (GRE), S&P Global Ratings ожидает постепенного увеличения налоговой базы.

Правительство ожидает, что фискальный дефицит снизится до 4% ВВП в 2024 году и до 3% в 2025 году. S&P Global Ratings ожидает более медленной фискальной консолидации, с дефицитом, который, по прогнозам, достигнет 3,2% ВВП к 2027 году. Дополнительные риски для наших прогнозов включают потенциально более высокие расходы на социальную защиту и зависимость от продажи товаров, таких как золото, цены на которые могут быть волатильными. Социальные расходы, включая заработную плату, составляют около 50% государственных расходов и могут быть трудно корректируемыми по политическим причинам.

S&P Global Ratings ожидает, что валовой государственный долг и долг, гарантированный правительством, увеличится до примерно 46% ВВП в 2027 году по сравнению с 40% в 2023 году. Мы включаем долг, гарантированный правительством, в общий государственный долг из-за тесных связей с предприятиями государственного сектора (GRE). Закон о государственном долге, утвержденный президентом в апреле, устанавливает постоянный потолок долга на уровне 60% ВВП и применение корректирующих мер, если он превышает 50%. Также существуют ограничения на ежегодные заимствования, уровень долга по ГЧП и государственные гарантии. Государству разрешено брать внешний долг до $5 миллиардов в 2024 году.

Агентство считает, что существует определенный риск того, что негарантированный долг GRE и ГЧП, составлявший около 8% ВВП в 2023 году, может стать обязательством на балансе правительства. GRE значительно увеличили заимствования в последние годы, особенно в иностранной валюте, для финансирования энергетических и инфраструктурных проектов. По нашему мнению, они могут столкнуться с проблемами при погашении этого долга, если некоторые проекты окажутся менее успешными, чем ожидалось, или если возникнут проблемы с управлением или надзором.

Для уменьшения зависимости от колебаний валютных курсов и создания внутренних рынков капитала правительство увеличивает внутренние заимствования. Доля внутреннего долга в общем долге составила 17% по состоянию на 31 марта 2024 года по сравнению с 11% на конец 2022 года. В мае 2024 года правительство выпустило евробонды, номинированные в долларах США, на сумму $600 миллионов, евробонды, номинированные в евро, на сумму €600 миллионов ($652 миллиона), и облигации на сумму 3 триллиона узбекских сумов (около $236 миллионов). Правительство выплачивает 16,63% по облигациям, номинированным в суммах, на три года, с погашением в долларах США. По мере увеличения доли внутреннего и коммерческого долга S&P Global Ratings ожидает, что стоимость заимствований также будет расти, но с низкой базы. Около 90% внешнего долга имеют льготные условия.

Ликвидные активы правительства, составлявшие 13% ВВП в 2023 году, снизились с 37% в 2017 году. Они в основном включают активы Фонда реконструкции и развития Узбекистана (ФРДУ), основанного в 2006 году и первоначально финансировавшегося за счет капиталовложений от правительства и доходов от продажи золота, меди и газа выше определенных пороговых цен до 2019 года. Мы включаем только внешнюю часть активов ФРДУ в наш расчет ликвидных активов правительства, поскольку внутреннюю часть, состоящую из займов GRE и капиталовложений в банки, Агентство считает в значительной степени неликвидной и маловероятной для использования для обслуживания долга в случае необходимости. Активы ФРДУ составили $16,8 миллиарда по состоянию на 31 марта 2024 года, с ликвидной частью в $6,2 миллиарда.

Высокие дефициты текущего счета и увеличение внешнего долга могут в конечном итоге повысить риски платежного баланса для Узбекистана, по мнению S&P Global Ratings. Всплеск импорта в 2023 году был в значительной степени обусловлен капиталовложениями, машинами и транспортным оборудованием. Некоторые из них отражают однократное увеличение, например, самолеты для новых внутренних авиакомпаний и автомобили, включая электромобили, из-за временных освобождений от импортных налогов. Однако рост импорта, вероятно, останется сильным из-за большого количества инвестиционных проектов. Кроме того, Узбекистан стал чистым импортером газа в октябре 2023 года после начала импорта российского газа через трубопровод через Казахстан. Наряду с увеличением потребления домашних хозяйств, крупные проекты, такие как завод по производству жидкого топлива из газа, Шуртанский газохимический комплекс и газохимический комплекс MTO (метанол в олефины), увеличат потребление и импорт газа в течение нашего прогнозного периода.

Отражая значительные дефициты текущего счета, валовой внешний долг страны в последние годы вырос в государственных, корпоративных и финансовых секторах. Прогнозы S&P Global Ratings по внешнему долгу основаны на ожиданиях умеренного накопления иностранного долга в течение прогнозного периода. Однако приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) остается относительно низким и сосредоточен в добывающей промышленности. S&P Global Ratings ожидает, что приток ПИИ будет увеличиваться постепенно, несмотря на амбициозные планы приватизации, частично из-за снижения инвестиций со стороны российских компаний. Следовательно, значительная часть финансирования дефицита текущего счета, вероятно, по-прежнему будет осуществляться за счет долга.

Экспорт Узбекистана по-прежнему зависит от сырьевых товаров, которые составили почти 50% экспорта товаров в 2023 году, особенно золота (42% экспорта товаров). Благоприятные цены на золото повысят экспорт в 2024 году, но S&P Global Ratings ожидает их снижение в прогнозируемый период до $2000 за унцию в 2025 году и $1700 за унцию в 2026 году, по сравнению с $2100 за унцию в оставшейся части 2024 года. Напротив, увеличение производства меди и рост цен могут частично компенсировать снижение.

Агентство прогнозирует, что используемые валютные резервы Узбекистана будут сокращаться до 2027 года из-за ожидаемого падения цен на золото и продолжающихся дефицитов текущего счета. Доля золота в валютных резервах Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) составляет более 80% от общего объема используемых резервов. ЦБУ имеет приоритетное право на покупку золота, добытого в Узбекистане. Он покупает золото за местную валюту, затем продает доллары США на внутреннем рынке для нейтрализации эффекта своих интервенций на узбекский сум. S&P Global Ratings исключает активы Фонда реконструкции и развития Узбекистана (ФРДУ) из резервов ЦБУ, так как агентство считает, что они в основном предназначены для фискальных, а не для монетарных или платежных нужд. «Наше мнение подтверждается использованием внешних активов ФРДУ в бюджетных целях в отечественной экономике за последние четыре года», - подчеркивает S&P Global Ratings.

Эффективность денежно-кредитной политики Узбекистана улучшилась в последние годы. Одной из самых значительных реформ в этом отношении была либерализация обменного курса в сентябре 2017 года до управляемого плавающего курса с ползущего привязки. ЦБУ периодически вмешивается на валютном рынке для сглаживания волатильности и уменьшения увеличения местной валюты через крупные покупки золота.

Агентство прогнозирует, что инфляция достигнет 11,0% в этом году, по сравнению с 9,1% в среднем в 2023 году, учитывая повышение тарифов. S&P Global Ratings ожидает, что инфляция постепенно снизится до 6,5% к 2027 году. В 2020 году ЦБУ принял меры по переходу к механизму таргетирования инфляции с целью 5%.

По мнению S&P Global Ratings, значительное присутствие государственных банков в секторе, составляющее 67% от общего объема активов, и программы преференциального кредитования правительства снижают эффективность механизма передачи денежно-кредитной политики. После приватизации банка "Ипотека" в 2023 году власти планируют приватизацию банков "Асака" и SQB. Однако Агентство считает эту задачу сложной и требующей времени. Также целевое кредитование по преференциальным ставкам постепенно сокращается, что соответствует росту коммерческого кредитования, особенно розничных кредитов. Для решения проблемы очень сильного роста потребительских кредитов за последние несколько лет, особенно на автомобили, с 2023 года центральный банк внедрил более строгие требования к кредитованию, включая ограничения на автомобильные кредитные портфели для банков и более жесткие лимиты на соотношение долга к доходу для розничных заемщиков.

Долларизация, хотя и снижается, остается высокой на уровне примерно 43% от общего объема кредитов и 30% от депозитов на 31 марта 2024 года.

По мнению S&P Global Ratings, банковский сектор Узбекистана будет продолжать проявлять стойкость. Агентство считает, что благоприятные перспективы экономического роста, укрепление располагаемого дохода и низкая проникновенность розничного кредитования в Узбекистане (с долгом домашних хозяйств ниже 10% ВВП) останутся одними из ключевых факторов, способствующих сильному спросу на кредитование в ближайшие годы. Финансовые профили узбекских банков в основном стабильны, поддерживаемые значительными финансовыми ресурсами от государства и международных финансовых учреждений, а также ростом корпоративных и розничных депозитов. В то же время доступ к долгосрочному финансированию остается ограниченным на внутреннем рынке. Агентство продолжает видеть регулирование банковского сектора Узбекистана как реактивное, а не проактивное, с регуляторными мерами, которые не всегда предсказуемы и прозрачны. Тем не менее, регулирование постепенно улучшается.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал