Правила торговли играют важную роль, однако базовые экономические условия и уровень развития внутреннего рынка зачастую имеют более решающее значение в определении перспектив развития сельского хозяйства и направлений торговли.
Перед участниками завершившегося сегодня в Бишкеке регионального семинара «Сельскохозяйственные технологии и торговая политика в Центральной Азии – проблемы и перспективы», организованного Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) в партнерстве с ПРООН и Министерством сельского хозяйства Китайской Народной Республики, стояли задачи поиска решений по трем важным направлениям.
Прежде всего - это согласование политик в области сельского хозяйства и торговли; изменений в торговых соглашениях для расширения региональной интеграции, воздействующей как на сельское хозяйство, так и на политику в этой области; а также условий, необходимых для ускорения практик применения новейших сельскохозяйственных технологий и развития производственных мощностей для расширения торговли.
В дискуссии принимали участие представители министерств сельского хозяйства и экономики из четырех стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), Министерства сельского хозяйства Китая, Всемирной торговой организации, Евразийского экономического союза, ассоциаций частного сектора и международных организаций, выступающих в качестве платформы для открытого диалога по актуальным вопросам сельскохозяйственной торговли в регионе.
В настоящее время правительства стран Центральной Азии сталкиваются с непростой задачей изменения торговых политик, согласующихся с национальными целями роста и развития.
Заместитель министра сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики Эркинбек Чодуев подчеркнул, что экономика в Кыргызстане - самая открытая в регионе, но это несет как возможности, так и вызовы для национального развития и продовольственной безопасности.
Джеми Моррисон, ведущий экономист Департамента торговли и рынков ФАО (Рим), отметил, что торговая политика должна быть настолько динамичной, настолько и привязанной к текущим условиям. "Существенное значение для стран имеет то, - сказал он, - чтобы участие в торговых системах было согласовано с целями развития и продовольственной безопасности, и позволяло анализировать изменения на международных сельскохозяйственных рынках, а также в области торговой политики и правил».
Положения по вопросам внутренней поддержки производителей в рамках ВТО, членами которой являются Кыргызстан и Таджикистан, а Казахстан собирается присоединиться, устанавливают ограничения на определенные виды государственной поддержки фермерам. При этом в малых странах с ограниченными государственными ресурсами эти правила не представляют собой серьезных препятствий для оказания такой поддержки. В Кыргызстане, к примеру, по оценкам национальных экспертов, поддержка сектора сельского хозяйства составляет от 1 до 2 процентов объема валовой продукции.
Торговые правила представляются едва ли не единственным фактором, воздействующим на сектор сельского хозяйства. Вместе с тем и другие переменные, в частности, макроэкономическая среда, могут в ряде обстоятельств играть более важную роль. К примеру, Дмитрий Рылько, Генеральный директор ИКАР (Институт конъюнктуры аграрного рынка, Российская Федерация), отметил, что резкое падение национальной валюты в России оказало на рынки большее влияние, чем вступление страны в ВТО.
В Кыргызстане, с другой стороны – недостаточно развитый рынок земли и рабочей силы представляет собой ключевой фактор, препятствующий развитию экспортного потенциала. Так считает Роман Могилевский, главный научный сотрудник Университета Центральной Азии.
В процессе растущего взаимодействия между странами фактор государственной поддержки играет ключевую роль в подготовке секторов сельского хозяйства к растущей конкуренции и виды такой поддержки могут варьироваться.
Участники семинара подчеркивали необходимость реализации различных программ в ответ на нужды семейных ферм, не имеющих доступа к производственным мощностям и рынкам.
Низкое качество статистики в области мониторинга региональной торговли также упоминалось участниками в числе вопросов, требующих неотложного внимания правительств.
Участники, представляющие частный сектор, говорили о необходимости снижения бюрократических барьеров на пути импорта и экспорта, как и снижения нетарифных торговых барьеров. Трудности с получением ветеринарных и фитосанитарных сертификатов упоминались в числе серьезных ограничений.
Более того, некоторые из санитарных и фитосанитарных правил и мер регулирования в рамках Евразийского экономического союза требуют уточнения с тем, чтобы трейдеры могли воспользоваться возможностями, которые представляет единый рынок.Также важное значение на пути расширения торговли имеет государственная поддержка в области стандартизации качества и соответствия сельскохозяйственной продукции.
Кроме этого, для серьезного вклада в национальное развитие, необходима координация между различными донорскими программами поддержки сельскохозяйственной торговли в Центральной Азии.
Последний день трехдневного семинара был посвящен укреплению сотрудничества «Юг-Юг» между странами Центральной Азии и Китаем. Программа «Юг-Юг» ФАО и Китая нацелена на оказание поддержки странам в Центральной Азии для роста производительности секторов сельского хозяйства и продовольственной безопасности путем адаптации сельскохозяйственных технологий и выработки соответствующей политики через обмен опытом с Китаем.
Семинар способствовал выработке дальнейших шагов для реализации в Центральной Азии этой программы, включающей разработку национальных проектов при содействии ФАО и китайских экспертов.