Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В Европе и Центральной Азии отмечается замедление темпов роста экономики, при этом в 2019 году экономический рост в регионе составит 1,8%, говорится в новом докладе Всемирного банка об экономике стран Европы и Центральной Азии (ЕЦА).
Этот прогноз – самый низкий за последние четыре года – отражает снижение темпов экономического роста в Российской Федерации и в Турции – двух крупнейших экономиках региона. В то же время в Докладе отмечаются уверенные темпы роста в других частях региона, в том числе в странах Центральной Европы, Центральной Азии и Закавказья.
Замедление темпов экономического роста в регионе коррелирует с общемировой тенденцией снижения экономической активности и свидетельствует о необходимости повышения производительности и наращивания инвестиций, объем которых сокращается в течение последних десяти лет. В регионе ЕЦА ситуация усугубляется в связи с ухудшением демографических тенденций, в частности, сокращением численности населения трудоспособного возраста. В Докладе рассматриваются тенденции в сфере миграции и предлагаются решения как для стран-реципиентов, так и для стран-доноров.
«Миграция может способствовать процветанию в регионе», – говорит Асли Демиргюч-Кунт, Главный экономист Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии. «Как правило, в большинстве своем мигранты – это люди трудоспособного возраста, которые могут ослабить демографическое давление за счет роста численности рабочей силы, повышения производительности и ускорения экономического роста».
За последние сорок лет доля иммигрантов в Европе стремительно возросла. Сегодня один из трех мигрантов в мире направляется в Европу. Уровень межрегиональной миграции в Европе и Центральной Азии также высок, при этом 80% эмигрантов переезжают в другие страны региона. Вместе с тем, нередко отмечается серьезная оппозиция по отношению к миграции. Это связано с тем, что преимущества миграции проявляются в долгосрочной перспективе, тогда как издержки, такие как вынужденное перемещение и безработица, возникают сразу и сосредоточены в определенных группах. Разработчикам экономической политики необходимо оказывать поддержку таким группам с помощью программ переобучения, а также изменения системы обучения молодежи таким образом, чтобы молодые специалисты не конкурировали с менее квалифицированными мигрантами. Такие меры могут включать выплату временных социальных пособий и страховых пособий по безработице, говорится в Докладе.
С миграцией также связаны опасения по поводу «утечки мозгов» из стран-доноров в лице квалифицированных работников, поскольку в регионе процент эмигрантов с более высоким уровнем образования, как правило, выше. Люди с высшим образованием составляют 55% от общей численности эмигрантов из Боснии и Герцеговины, более 40% эмигрантов из Армении и Латвии и около 40% эмигрантов из Албании, Молдовы, Северной Македонии, Киргизской Республики, Казахстана, Румынии и Таджикистана. Такие устойчивые тенденции часто являются следствием, а не причиной более глубоких проблем.
Совершенствование государственного управления и укрепление институциональных основ в странах-донорах являются долгосрочными задачами экономической политики с целью искоренения причин непрерывной эмиграции. К мерам государственной экономической политики, направленным на сокращение потоков эмиграции квалифицированных работников, относятся развитие частного сектора и стимулирование создания новых рабочих мест, инвестиции в высшее образование и расширение экономических возможностей для женщин. Расширение взаимосвязей – важный аспект, позволяющий укрепить отношения с зарубежной диаспорой, поскольку эмигранты, поддерживающие связь с родиной, более склонны инвестировать и возвращаться в свою страну. В Докладе отмечается, что усиление стимулов, направленных на удержание граждан в странах-донорах, с большей вероятностью сдержит поток эмиграции, чем проведение политики ограничения преимуществ за рубежом.