Данные семинар-тренинги, проводимые в тесном сотрудничестве с хокимиятами Джизакской и Наманганской областей, призваны способствовать повышению квалификации государственных служащих по обеспечению прозрачности деятельности органов государственной власти на местах путем организации информационных мероприятий и налаживания эффективного диалога с населением.
На сегодняшний день применение государственными органами различных информационно-коммуникационных технологий для связей с общественностью, или PR, позволяют повысить доверие общества к государственным служащим, информировать граждан о деятельности государственных органов власти и создать условия для открытости и прозрачности предоставления государственных услуг населению.
В Узбекистане непрерывный и постепенный подход к созданию благоприятных условий для обеспечения подотчетности, прозрачности, доступности и устойчивости государственных органов на местах, всегда был одним из важных задач в проведении реформ в сфере государственного управления. В частности, это было отмечено в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, озвученный Президентом Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В стране уже существует национальная законодательная база и ратифицирован ряд международных документов о свободе информации и свободе слова, о доступе к информации о деятельности государственных органов и о свободе СМИ. На республиканском уровне органов государственного управления были приняты меры по созданию постоянного институционального механизма в виде Информационных служб (пресс-служб) или официальных пресс-секретарей для упрощения процедуры доступа граждан к информации, касающейся их прав, обязанностей и законных интересов, а также информации, представляющей общественный интерес. Тем не менее, многие государственные учреждения, особенно на областном и районном уровнях, по-прежнему нуждаются в улучшении применения современных коммуникационных средств и технологий, ориентированных на граждан, а также форм проведения общественных просветительских мероприятий, чтобы обеспечить население точной и актуальной информацией о своей деятельности и текущих вопросов касательно социально-экономического развития региона.
ПРООН придаёт особое значение в оказании помощи развивающимся государствам в проведении реформ в государственном управлении. В частности, организацией внедряются 230 инициатив по «электронному правительству» и обеспечению доступа к информации в 84 странах мира, и было выделено инвестиций в размере 241,6 млн. долларов США в 2010 году для проектов, направленных на модернизацию государственных институтов, использование ИКТ для повышения доступа граждан к публичной информации, поощрения их участия в обсуждении стратегий развития и принятии решений, и более эффективного оказания государственных услуг.
Проект ПРООН, используя обширный опыт ПРООН в области обеспечения доступа к информации в развивающихся странах и основываясь на результатах проведенного в 2010 году исследования по оценке потенциала 27 хокимиятов Джизакской и Наманганской областей и доступу населения к информации, определил повышение квалификации по связям с общественностью как одним из приоритетных сфер обучения в оказании содействия государственным служащим хокимиятов пилотных областей. При этом, стратегия семинаров-тренингов будет направлена в основном на укрепление организационного механизма и продвижение индивидуальных способностей должностных лиц в повышении прозрачности для граждан деятельности местных органов власти, где одним из направлений является практической оказание поддержки в реализации государственной политики о свободном доступе к публичной информации.
Семинары-тренинги по связям с общественностью, или PR-технологии, ориентированные на интересы граждан, станут важной функцией системы государственной службы в органах местного управления, а также неотъемлемой частью процесса обучения, регулярных подготовительных учебных курсов, где будут обучаться государственные служащие среднего и нижнего звеньев.
В ходе данной интерактивной образовательной программы приняли участие ряд сотрудников среднего и нижнего уровней подразделений и отделов областных, городских и районных хокимиятов в двух пилотных регионах, ответственных за взаимодействие с гражданами. Во время семинара-тренинга были рассмотрены такие темы, как имидж государственного служащего, обеспечение доступа населения к информации о работе государственных органов власти, опыт ПРООН и развитых стран в предоставлении информации, подготовка достоверной и полной информации с использованием таких современных методов как мозговой штурм, SWOT-анализ и метод Дельфи, а также такие тематики как сфера делового общения, средства обмена информацией (например, пресс-релизы, истории успеха, новости, публикация информации на официальном веб-сайте и т.д.), проведение интервью с представителями СМИ и навыки ораторского искусства.
Также участники получили возможность практиковать приобретенные новые знания и навыки, благодаря индивидуальным и групповым занятиям, презентациям и ролевым играм, в основном направленных на предоставление информации для общественности, используя различные PR-технологии. Отзывы участников семинара и последующие предложения их руководителей будут приняты во внимание для улучшения программной и содержательной частей тренинга, чтобы сделать учебный процесс более адекватным возникающим потребностям в практике местного государственного управления и запросов граждан для получения информации.
Эти учебные программы проекта ПРООН по укреплению потенциала государственных служащих являются одной из инициатив, которые реализуются в рамках проведения серии профессиональных тренингов для представителей местных органов государственной власти по таким дисциплинам как применение ИКТ в сфере государственного управления, организационный менеджмент, эффективное управление, стратегическое планирование, управление персоналом и кадровая политика и т.п.