Курсы валют от 14/10/2024
$1 – 12780.14
UZS – 0,09%
€1 – 13980.20
UZS – 0,14%
₽1 – 133.11
UZS – 1,49%
Поиск
Экономика 04/03/2015 ПРООН и ТПП содействуют в улучшении процесса выдачи разрешений и лицензий в Узбекистане
ПРООН и ТПП содействуют в улучшении процесса выдачи разрешений и лицензий в Узбекистане
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Развитие межведомственного информационного взаимодействия является одним из приоритетных направлений по улучшению бизнес климата в Узбекистане и важным шагом для упрощения процессов выдачи разрешительных документов.

На сегодняшний день, законодательство Узбекистана предусматривает 198 ед. документов разрешительного характера (пкм – 225 от 15.08.2013 г.) и 64 отдельных видов деятельности, требующих получение лицензии (пкм – 236 от 28.06.2002 г.). Напомним, что в течение 2011 – 2014 гг. большое количество документов разрешительного характера (167 или 54,2%), а также лицензий (11 или около 15%), регулирующих деятельность субъектов предпринимательства было отменено. Помимо этого, был упрощен порядок прохождения разрешительных процедур по более 40 видам разрешений и лицензий. Тем не менее, все еще существует необходимость в дальнейшем сокращении и упрощении регламентации предпринимательской деятельности.

Так, например, для получения любого разрешения или лицензии, предпринимателям необходимо подать заявление с приложением определенного пакета документов, который нужно собрать, часто посетив большое количество организаций. При этом, предоставление некоторых документов может быть излишним, что приводит к дополнительным денежным и временным расходам со стороны предпринимателей, а также требует длительное время для рассмотрения таких документов работниками государственных органов. Для решения этих вопросов, Указом Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2014 г. № №УП–4609, поручено при оказании государственных услуг устранить порядок истребования документов и информации от субъектов предпринимательства, которые уже имеются в других государственных органах. В этой связи, принято постановление Правительства Узбекистана от 31 декабря 2014 г. № 377, которым предписаны шаги для дальнейшего совершенствования информационного взаимодействия между министерствами и ведомствами, создания соответствующих баз данных и обеспечения безбумажной взаимосвязи между ними.

Учитывая, что предпринимателям зачастую приходится немало ‘побегать’ в процессе сбора всех документов, необходимых для выдачи лицензии или разрешения, а также активное внедрение в стране системы «Электронное правительство», принятые решения являются весьма своевременными. По итогам изучения вопросов дальнейшего совершенствования информационного взаимодействия, выявлено, что в большинстве случаев, министерствам и нужен не сам документ в бумажной форме. По существу, требуются конкретные данные (сведения), которые содержатся в представляемых документах (например, наименование юридического лица, ИНН, статистические коды, либо размер уставного фонда (капитала) и т.п.), которые выдаются (присваиваются) другими государственными органами. Тем не менее, приходится сдавать копии (иногда нотариально заверенные), так как при отсутствии надлежащей связи соответствующих баз данных и систем управления ими в некоторых государственных органах, они не могут оперативно проверять достоверность предоставленных данных. Этим и объясняется необходимость сдачи документов, подтверждающих такие данные либо непосредственно документов, содержащих нужные для госоргана сведения.

Рассмотрим ситуацию на примере получения разрешения на размещение внешней рекламы. Реализации продукции на рынках в значительной степени способствует реклама продукции (товаров и услуг). Согласно законодательству, предпринимателю, желающему разместить рекламу например, на билборде (рекламном щите), необходимо получить разрешение хокимията (района) города. Получение разрешения на размещение внешней рекламы в первую очередь важно для обеспечения защиты потребителей. Для этих целей, в рабочий орган комиссии хокимията – «Ташкент реклама сервис» сдается пакет документов, включающий копию свидетельства о государственной регистрации (гувохнома), квитанция об уплате государственного сбора, эскиз будущего рекламного объявления с текстом, копию сертификата на товары (если товар, подлежит сертификации) и лицензии (если предоставляемые услуги лицензируются), а также иные документы. После этого, в течение около десяти дней с даты подачи заявления, комиссия выносит решение о выдачи или отказе в выдаче разрешения на размещение рекламы на каком-либо из рекламных щитов в г. Ташкенте.

Так каким же образом может измениться этот процесс при наличии межведомственного информационного взаимодействия между госорганами? В первую очередь, сократится количество документов предоставляемых в бумажной форме. Так, новая форма заявления с указанием в ней всех необходимых данных о заявителе и рекламируемом продукте может предоставить всю необходимую информацию уполномоченному органу для принятия соответствующего решения. К заявлению потребуется приложить лишь один документ – эскиз рекламы. При этом, оставшиеся документы комиссия могла бы получить либо проверить достоверность данных, содержащихся в заявлении через механизмы межведомственного взаимодействия по соответствующим базам данных. В заявлении достаточно указать наименование субъекта предпринимательства, его ИНН, а также номер и дата сертификата либо лицензии и наименование органа их выдавшего, а также цель обращения. Далее, посредством ИНН можно узнать данные учредительных документов, определенные статистические коды, удостовериться действительно ли субъект предпринимательства прошел государственную регистрацию и имеет сертификаты и лицензии с указанными датами и номером. Такой непосредственный информационный обмен не только упростит, но и ускорит процесс рассмотрения каждого обращения. Как это видно из примера, внедряемая система межведомственного информационного взаимодействия с учетом обеспечения интеграции соответствующих баз данных, которая активно создается в Узбекистане, поможет оптимизировать работу всех госорганов, выдающих разрешительные документы и лицензии, и позволит сократить расходы и время предпринимателей.

Создание подобной системы требует изучения действующего порядка и составления исчерпывающего перечня документов, требуемых для выдачи различных разрешений (лицензий), определения необходимых сведений (данных) и создания информационных ресурсов с их интеграцией между ведомствами. Совместным проектом Торгово-промышленной палаты Узбекистана и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана фаза-3» (БФУ-3) было оказано содействие в данном направлении. Так, 21 февраля 2015, в Государственном Экономическом Университете Узбекистана был организован практический семинар, участие в котором приняло более 60 представителей различных министерств и ведомств, ответственных за рассмотрение и выдачу документов разрешительного характера и лицензий. На практическом семинаре были разъяснены положения постановления Кабинета Министров от 31 декабря 2014 г. № 377. В результате практической работы в группах, были выработаны сведения, вытекающие из исчерпывающего перечня документов, необходимых для выдачи лицензий и разрешений. При этом, составленный перечень документов был разделен на те, которые представляются непосредственно заявителем и документы, которые могут быть получены госорганом самостоятельно у других госорганов. До вышеуказанного семинара, 12 февраля 2015 г., совместным проектом было организованно рабочее совещание, на котором с участниками обсуждалось концепция межведомственного информационного взаимодействия при оказании государственных услуг предпринимателям с обеспечением единого технологического подхода для создания баз данных юридических и физических лиц.

В целом, проведенные мероприятия внесли свой вклад в основу работы по созданию Единого реестра государственных услуг, форм и бланков, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства, и поспособствовали кардинальному совершенствованию и упрощению порядка выдачи документов разрешительного характера и лицензий в Узбекистане.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал