Курсы валют от 26/11/2024
$1 – 12814.78
UZS – -0,11%
€1 – 13442.70
UZS – 0,73%
₽1 – 123.50
UZS – -1,13%
Поиск
В мире 29/11/2020 Промышленная кооперация: зарубежный опыт развития производства
Промышленная кооперация: зарубежный опыт развития производства

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Промышленная кооперация рассматривается многими странами как инструмент, позволяющий достичь высокой эффективности производства благодаря разделению труда, специализации, рациональному использованию имеющихся производственно-технологических мощностей и оптимизации использования всех видов ресурсов.

I. Указанная модель организации производства получила быстрое распространение, особенно за последние 20 лет и явилась одним из существенных факторов высоких темпов экономического развития как в развитых индустриальных странах (Япония, США, ЕС), так и в развивающихся (Индия, Китай, Вьетнам, Турция и др.).

Согласно экспертным оценкам, доля промышленной кооперации в обрабатывающей промышленности развитых промышленных стран колеблется в интервале 25-35%, а в производстве электронной техники, дорожно-строительного оборудования, самолетов и ряда других видов продукции достигает 50-70%. По оценкам Nikkei, из приблизительно 10 тыс. деталей, из которых состоит современный автомобиль, – 9,8 тыс. производятся на основе промышленной кооперации в т.ч. межстрановой.

Эксперты выделяют следующие основные преимущества, которые экономика получает от развития промышленной кооперации. 

1. Значительное сокращение времени подготовки производства новых товаров и уменьшение их капиталоемкости. По данным Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), межгосударственные соглашения о промышленном сотрудничестве в среднем приблизительно на 14-20 месяцев уменьшают время подготовки производства новой продукции по сравнению с организацией его исключительно собственными силами, а также на 50-70% снижают стоимость освоения нового производства.

2. Повышение качества выпускаемой промышленной продукции. Промышленная кооперация дает возможность достигнуть свыше 90% уровня качества продукции иностранного партнера, тогда как освоение зарубежной технологии своими силами позволяет обеспечить лишь 70-80% данного показателя.

Как отмечает Bloomberg, в условиях хронического дефицита средств у развивающихся стран их участие в промышленной кооперации является одним из наиболее эффективных мер технического перевооружения промышленности, расширения экспортной направленности производства, достижения международных стандартов по качеству продукции и повышения занятости населения.

II. Среди специалистов большой интерес вызывает опыт КНР одной из передовых стран в сфере развития промышленной кооперации. Особенностью промышленной политики Пекина является ее т.н. двусторонний характер, когда страна одновременно привлекает зарубежные промышленные компании в страну и переносит производственных мощностей за границу. 

В настоящее время Китай является крупнейшим в мире производителем более 220 категорий промышленной продукции, включая сталь, цемент и автомобили, в частности страна производит 38% станков в мире, 41% судов и 60% оборудования для выработки электроэнергии. По итогам 2018 г. в Китае было создано 61 тыс. предприятия с иностранными инвестициями, при этом более 30% в промышленности. Одновременно за рубежом количество компаний, принадлежащих китайцам, доведено до более 20 тыс.

Как отмечает глава МИД Китая Ван И, укрепление промышленного сотрудничества является важной частью построения международных отношений нового типа, предполагающих взаимовыгодное сотрудничество. Китай готов работать с другими странами для передачи технологий, создания большего количества рабочих мест и тем самым изменения статус-кво несбалансированного развития и несправедливого распределения ресурсов в мире.

Китай выделяет следующие ключевые принципы в развитии промышленной кооперации с зарубежными странами.

Во-первых, взвешенный подход к интересам и принципам своих партнеров. Китайские компании обязаны строго соблюдать закон при ведении бизнеса и выполнять свои социальные обязательства в т.ч. при инвестировании за рубежом.

Во-вторых, беспроигрышное сотрудничество, предполагающее продвижение промышленной кооперации прагматичным и эффективным образом, на основе равенства и взаимной выгоды.

В-третьих, открытость и инклюзивность, согласно которой Китай намерен действовать в строгом соответствии с рыночными принципами, следовать принятой международной практике и поддерживать компании в независимом принятии решений и исключительной ответственности за свои собственные прибыли и убытки.

III. По мнению наблюдателей, в Узбекистане международная промышленная кооперация пока находится на неудовлетворительном уровне.

В качестве основных сдерживающих факторов выделяются следующие причины: а) незавершенность и недостаточная активность процессов приватизации и реструктуризации промышленных предприятий; б) неразвитость рынка промышленного аутсорсинга; в) частая изменчивость нормативно-правовой базы и ее низкая сопряженность с международными стандартами; г) высокий разрыв в уровне ввозных пошлин на комплектующие изделия и готовую продукцию, чем, во многом, объясняется создание формальных кооперационных производств сборочного профиля т.н. «отверточной сборки»; д) недостаток специализированных институтов, представляющих информацию для поиска партнеров; е) низкая эффективность организации деятельности СЭЗ.

III. В целях развития международной промышленной кооперации эксперты предлагают принятие следующих мер.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей промышленную кооперацию. KPMG отмечает, что современная, отвечающая международным требованиям законодательная база является важным фактором развития промышленной кооперации и при ее разработке призывает обращать внимание на: во-первых, четкую регламентацию в ней отношений между коопирирующимися сторонами; во-вторых, создание государственных структур, занимающихся непосредственным развитием промышленной кооперации, в т.ч. внутри страны; в-третьих, предусмотреть разнообразные меры по стимулированию и поддержке субъектов промышленной кооперации.

2. Совершенствование бизнес среды, предусматривающей в частности: а) ускорение процессов приватизации государственных активов в целях стимулирования притока иностранного капитала и технологий в промышленность; б) оптимизация налогового и таможенно-тарифного регулирования в промышленной сфере; в) сокращение административных барьеров и обеспечение необходимого качества правоприменительной практики и др.

3. Стимулирование национальных компаний к организации промышленного производства в зарубежных странах. Как отмечает KPMG, перевод китайскими компаниями части промышленных производств за рубеж позволил «привезти обратно» технологии, специальные знания, а также ведущие бренды и продукты, которые помогают преобразовать экономику Китая и удовлетворять растущие потребности китайских потребителей.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал