Курсы валют от 15/11/2024
$1 – 12800.13
UZS – -0,06%
€1 – 13467.02
UZS – -1,07%
₽1 – 129.02
UZS – -0,87%
Поиск
Узбекистан 14/07/2021 Принцип Президента Ш.Мирзиёева в отношении стабилизации Афганистана – «от нестабильности и разрушений к миру и созиданию» –определяет логику совместного регионального сотрудничества в афганском направлении
Принцип Президента Ш.Мирзиёева в отношении стабилизации Афганистана – «от нестабильности и разрушений к миру и созиданию» –определяет логику совместного регионального сотрудничества в афганском направлении

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –Наблюдаемое за последнее время динамичное развитие ситуации в Афганистане приковало к себе внимание всего международного сообщества. С одной стороны, продолжающиеся в Катаре мирные переговоры между правительством ИРА и движением «Талибан» могут положить конец многолетнему конфликту и дать начало эпохе мирного и созидательного развития страны. Однако, резкая эскалация насилия вслед за объявлением о выводе международных сил из Афганистана в ближайшие месяцы отдаляет перспективы скорейшего восстановления стабильности и сулит афганскому народу если не новый виток гражданской войны, то, по крайней мере, ещё больший хаос и усугубление социально-экономического кризиса. Сложившаяся ситуация актуализировала вопрос поиска путей скорейшего разрешения конфликта мирными средствами.

В этом плане необходимо отметить своевременность и исключительную значимость ожидающей своего начала 15-16 июля т.г. в г. Ташкенте международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», инициированной Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым ещё в сентябре 2020 г. в ходе 75-й сессии генассамблеи ООН. Нынешнее драматичное развитие событий в соседней стране в очередной раз продемонстрировали дальновидность и политическую проницательность нашего лидера.

На протяжении последних лет глава Узбекистана неизменно призывает международное сообщество объединить усилия в продвижении мира в Афганистане, столетиями выступавшего в качестве связующего звена между Центральной и Южной Азией. Перспектива мира на афганской земле позволит народам этого обширного региона извлечь в полной мере дивиденды восстановленной взаимосвязанности, придаст мощный толчок трансрегиональному развитию. Сегодня в усилиях умиротворить соседнюю страну и восстановить её мирную экономику Ш.Мирзиёева поддерживают все без исключения центральноазиатские государства.

В частности, благодаря формированию совершенно новой дружелюбной политической атмосферы в Центральной Азии сотрудничество государств региона в продвижении процесса мирного урегулирования в Афганистане за последние годы приобрело консолидированный и комплексный характер.

При этом страны региона изначально выступали за исключительное политико-дипломатическое урегулирование афганского кризиса.

Так, наши страны являются активными участниками таких международных форумов, посвященных афганской проблеме, как «Кабульский процесс», «Московский формат», форум «Сердце Азии – Стамбульский процесс», Международная контактная группа по Афганистану, Контактная группа «ШОС – Афганистан», Конференция регионального экономического сотрудничества по Афганистану (РЕККА).

Более того, центральноазиатские страны формируют дополнительные диалоговые площадки для содействия достижению скорейшего консенсуса по установлению мира на афганской земле между воюющими сторонами и выработке международных подходов по политическому разрешению конфликта.

В частности, 27-28 марта 2018 г. по инициативе Президента Ш.Мирзиёева состоялась Ташкентская международная конференция по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». Представители 25 государств и международных организаций, в том числе всех стран Центральной Азии, принимавших участие в мероприятии, единодушно приняли Ташкентскую декларацию – общепризнанную программу построения мира на афганской земле. Данный стратегический документ на региональном и глобальном уровнях закрепил консенсус о необходимости скорейшего начала прямых переговоров между правительством ИРА и ДТ без предварительных условий, а также основные принципы политического урегулирования – безальтернативность и инклюзивность мирного процесса, осуществляемого под руководством и усилиями самих афганцев, готовность к взаимным компромиссам, уважение суверенитета и территориальной целостности Афганистана.

В январе 2018 г. в рамках председательства Казахстана в Совете Безопасности ООН состоялось заседание «Формирование регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели работы по направлению, объединяющему вопросы безопасности и развития». На мероприятии члены Совбеза заявили о своей полной поддержке усилий Афганистана по достижению мира и примирения, в т.ч. на основе сотрудничества с государствами Центральной Азии. При этом в продолжение усилий по содействию установлению мира в Афганистане в сентябре 2018 г. Нур-Султан принял первую региональную конференцию «Расширение прав и возможностей женщин в Афганистане».

В свою очередь, Туркменистан в ноябре 2017 г. успешно провел 7-ую Конференцию регионального экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA VII), а Кыргызстан инициировал   создание в г. Бишкеке Международного центра афганских исследований.

В марте т.г. в Таджикистане проведено очередное заседание конференции «Сердце Азии – Стамбульский процесс», по итогам которого высокопоставленные дипломаты из 14 стран региона, в т.ч. всех стран ЦА, опубликовали совместную декларацию в поддержку продвижения мирного процесса и продолжения региональных и глобальных усилий для достижения мира в ИРА.

Наряду с этим, наши страны показывают образцовый пример конструктивного взаимодействия в афганском направлении. Совершенно новая по важности и значению для жизни региона Консультативная встреча глав государств Центральной Азии наглядным образом демонстрирует решимость наших стран принять совместные действия по достижению экономического развития и процветания через стабилизацию соседнего Афганистана. По итогам второй встречи центральноазиатских лидеров в ноябре 2019 г. в г. Ташкенте, страны ЦА обозначили общую позицию о необходимости придерживаться ключевых принципов мирного урегулирования – отказ от насилия, прекращение огня, демонстрация готовности к диалогу и компромиссам. При этом главы государств выразили твердое намерение продолжить «всесторонние усилия по вовлечению Афганистана в региональные торгово-экономические и инфраструктурные проекты» во благо содействия установлению прочного мира на афганской земле.

Стоит также упомянуть, что в преддверии второй Консультативной встречи лидеры стран Центральной Азии на саммите ШОС в июне 2019 г. в г. Бишкеке единодушно поддержали принятие «Дорожной карты» Контактной группы «ШОС-Афганистан», которая выражает общность позиций стран-членов, в т.ч. государств ЦА, по афганскому мирному урегулированию на пространстве Организации.

Параллельно страны Центральной Азии продолжают эффективно продвигать повестку скорейшего разрешения афганского конфликта посредством вовлечения Афганистана к действующим в регионе механизмам многостороннего диалога. В частности, при содействии

5 государств региона Афганистан включился в работу формата «Индия – Центральная Азия», запущенного в январе 2019 г. в г. Самарканде.

А в мае 2020 г. состоялась первое заседание «ЕС-ЦА-ИРА» в формате видеоконференции, в декабре 2020 г. – «Китай-ЦА-ИРА».

При этом необходимо отметить, что 7 июля т.г. по инициативе Центра ООН по превентивной дипломатии состоялись онлайн-переговоры министров иностранных дел стран Центральной Азии и Афганистана.

В ходе встречи стороны подчеркнули важность консолидации региональных усилий по мирному урегулированию афганского кризиса, восстановлению экономики страны, соблюдению принципа руководящей роли афганцев в развитии процесса внутриафганского примирения. Это еще раз подтверждает общую приверженность центральноазиатских государств установлению прочного мира в Афганистане посредством политического разрешения конфликта.

Вместе с тем, наши страны, активно продвигая политико-дипломатическое урегулирование афганского кризиса, исходят из понимания того, что невозможно добиться полноценного и прочного установления мира в Афганистане без возрождения его мирной экономики, без демонстрации преимуществ мирного развития.

Ведь, чтобы погасить огонь войны, необходимо не только договариваться противоборствующим сторонам, но и создавать рабочие места, обеспечить развитие народного хозяйства страны, чтобы люди могли находить свой заработок не в войне, а в мирной жизни.

Озвученный Президентом Ш.Мирзиёевым принцип в отношении стабилизации Афганистана – «от нестабильности и разрушений к миру и созиданию» – полностью поддерживается нашими соседями и определяет логику совместного регионального сотрудничества в социально-экономическом восстановлении ИРА.

По словам директора Центра афганских исследований в Университете Небраски Ш.Ахмадзая, инициативы главы Узбекистана Ш.Мирзиёева в отношении Афганистана, направленные на активное вовлечение Кабула в региональные интеграционные процессы и превращение страны в неделимую часть центральноазиатского региона, приобретают особую значимость и полностью поддерживаются мировым сообществом.  

Сотрудничество государств Центральной Азии в направлении социального и экономического возрождения Афганистана осуществляется в следующий ключевых сферах.

Торговля. Доля центральноазиатских стран во внешнеторговом обороте Афганистана на сегодняшний день составляет около 25% или же примерно 2 млрд долл.

Важно упомянуть, что номенклатура товаров, экспортируемых из наших стран в ИРА, включает критически необходимые продукты для обеспечения бесперебойной работы многих афганских предприятий и поддержания социальной стабильности в стране. Среди них – химические удобрения, пшеничная мука, продукты питания, энергоносители и нефтепродукты, изделия машиностроения, электротехники, легкой промышленности, услуги и др.

При этом для стимуляции развития приграничной торговли на таджикско-афганской границе создано 4 торговых центра, 4 свободные экономические зоны, ряд рынков, на узбекско-афганской запущен международный логистический центр «Термез-Карго», открыта СЭЗ «Термез», уже начаты работы по созданию зоны свободной торговли «Международный торговый центр Термез», где при использовании современных технологий организуются услуги по приему, хранению, переработке, сортировке и упаковке продукции, а также порталы электронной торговли. Более того, в Кабуле и Мазари-Шарифе действуют торговые дома Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.

Энергетика. Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан сегодня являются надежными источниками электроэнергии для ИРА. Острая нехватка электроэнергии ввиду недостаточности внутренних мощностей по её производству препятствует как социальному, так и экономическому развитию Афганистана.

По некоторым оценкам, ежегодно наши страны поставляют в соседнее государство более 4 млрд. кВт/ч. или же покрывают свыше 70% потребности ИРА в электричестве.

Так, с 2002 г. объем поставок из Узбекистана в Афганистан увеличился с 62 млн. кВт/ч до 2,6 млрд. кВт/ч, то есть в более чем в 40 раз. В свою очередь, объемы экспортируемой электроэнергии в эту страну из Таджикистана составляют свыше 1,2 млрд. кВт/ч, из   Туркменистана – более 700 млн. кВт/ч.

Благодаря усилиям центральноазиатских стран в направлении Афганистана из Центральной Азии успешно запущены около 10 линий электропередач.

При этом имеются конкретные планы и солидные контракты по расширению взаимовыгодного и столь необходимого для соседнего государства сотрудничества в сфере электроэнергии.

В частности, реализуется проект по строительству ЛЭП «Сурхан–Пули-Хумри» стоимостью 110 млн. долл., который позволит нарастить экспорт узбекской электроэнергии в Афганистан на 70% до 6 млрд. кВт. ч ежегодно и подключить Афганистан к единой энергетической системе Центральной Азии. В августе т.г. подписано соглашение между АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и афганской компанией «Da Afghanistan Breshna Sherkat» (DABS) о поставках электроэнергии в ИРА сроком на 10 лет.

Что примечательно, данный проект в будущем станет органической частью другой масштабной региональной инициативы в сфере электроэнергии – «СASA-1000» – предполагающей ежегодную поставку электричества более 5 кВт/ч Кыргызстана и Таджикистана в Пакистан через Афганистан. За транзит афганская сторона будет получать до 50 млн. долл. каждый год.

Также Таджикистан, в будущем планирует в разы увеличить поставки электроэнергии в соседний Афганистан путем строительства высоковольтных ЛЭП. По данным таджикских СМИ, в текущем году начнется строительство 500-киловольтовой линии электропередачи от Рогунской гидроэлектростанции до конвертерной подстанции «Сангтуда».

В свою очередь, с 2018 г. туркменская сторона совместно с правительством ИРА и Пакистана осуществляет работу над проектом ЛЭП Туркменистан-Афганистан-Пакистан (ТАП) с пропускной мощностью по 300 мегаватт в Герат и Кандагар (всего 600 мегаватт) с перспективой увеличения до 1 тыс. мегаватт.

Параллельно Ашхабадом ведётся строительство мегапроекта «ТАПИ» стоимостью 7-10 млрд. долл. по поставке природного газа в Южную Азию через афганскую территорию в объеме 33 млрд. куб. м в год.

Транспорт. В восстановлении экономической стабильности и безопасности, а также полноценном воссоединении Афганистана с Центральной Азией страны региона уделяют особое внимание укреплению транспортной взаимосвязанности и «высвобождению» транзитного потенциала афганской территории. В настоящее время из Центральной Азии в Афганистан проложены железнодорожные маршруты «Термез – Хайратон – Мазари-Шариф» длиной 75 км и «Атамурат – Имамназар – Акина – Андхой» протяженностью в 118 км.

Недалеко за горизонтом, и реализация выгодной для всех сторон мегапроекта трансрегионального масштаба – железнодорожной магистрали «Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар» – уже названного экспертами проектом века. К настоящему времени Узбекистан, Пакистан и Афганистан оформили твёрдый консенсус и выработали План действий («Дорожная карта») по строительству дороги.

Перспективы экономической выгоды дороги огромны. К примеру, железнодорожная ветвь предоставит нашим странам прямой выход к пакистанским портам Карачи и Гвадар, откроет совершенно новый путь к многообещающим рынкам Южной Азии, сократит время доставки грузов из ЦА в ЮА с 35 до 5 дней, снизит транспортные затраты в 3 раза.

Вместе с тем, осуществление проекта раскроет перед Афганистаном дверь в мир возможностей. Помимо многомиллионных доходов от транзита груза и товаров, проект принесет с собой «волну инфраструктурного и индустриального развития» по траектории пролегания железнодорожного коридора. Будут формироваться условия для освоения богатых запасов полезных ископаемых, реализации других региональных проектов, формирования экономического коридора с продвинутой промышленной инфраструктурой. А это дополнительные рабочие места, альтернативные источники заработка для населения и, как следствие, искоренение социальной подоплеки конфликта.

В свою очередь, строительство новой железной дороги «Мазари-Шариф – Герат» внесет существенный вклад в экономическое восстановление Афганистана.

Вместе с тем, Туркменистан планирует продлить железнодорожную ветку «Акина-Андхой» до границы с Таджикистаном с дальнейшим выходом на государства Азиатско-Тихоокеанского региона и построить новую линию «Серхетабад – Торгунди – Герат», протяжённость которой составит 173 километра. По мнению туркменских экспертов, реализация этих магистралей создаст дополнительные возможности для развития межгосударственных торгово-экономических отношений, в том числе за счёт подключения к транспортному коридору «Лазуритовый коридор» (Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция), запущенного ещё в 2018 г.

Несомненно, данные проекты будут гармонично дополнять друг друга, расширяя сеть логистических маршрутов на пространстве не только Центральной Азии, но и всей Евразии. При этом все они служат превращению Афганистана в важного транзитного и энергетического хаба, что создаст дополнительную заинтересованность для всех внутриафганских сил в достижении политического консенсуса и послужит солидной социально-экономической базой для мирного процесса.

С другой стороны, это также повысит заинтересованность региональных государств в поддержании мира и стабильности в Афганистане в качестве ключевого условия реализации трансрегиональных проектов.

Культурно-гуманитарное взаимодействие. Пожалуй, данная сфера самым наглядным образом демонстрирует истинно дружеское, братское отношение центральноазиатских стран к Афганистану. На протяжении долгих лет мы плечом к плечу совместно боремся с последствиями гуманитарного кризиса в соседней стране. Только лишь в период пандемии коронавируса, поразившего весь мир и подтолкнувшего многие страны к «национальному эгоизму», государства Центральной Азии отправили в Афганистан гуманитарную помощь в виде продуктов питания, медицинского оборудования, лекарственных средств, по меньшей мере, 12 раз.

Со стороны наших стран весомая поддержка оказывается также в формировании новой интеллектуальной элиты Афганистан, которая будет вносить свой вклад в мирное развитие страны и построение стабильного общества.

Сегодня афганская молодежь имеет возможность обучаться по 17 направлениям высшего и 16 – среднего специального, профессионального образования в созданном по инициативе Президента Ш.Мирзиёева в 2018 году Образовательном центре в Термезе. К настоящему времени 136 афганских студентов завершили обучение в центре, из них 96 получили дипломы бакалавра по направлению «Узбекский язык и литература», 40 прошли краткосрочные курсы по русскому языку, а также обучились навыкам сельского хозяйства и предпринимательства.

С сентября 2019 года в Образовательном цент­ре по направлениям «Узбекский язык и литература», «Акушерство и сестринское дело», «Наземные транспортные системы и их эксплуатация» обучаются 172 студента, из которых 46 - девушки.

Более того, в июле 2020 г. Ташкентом при содействии ЕС и ПРООН запущена инициатива, направленная на поддержку и расширение экономических прав и возможностей афганских женщин посредством предоставления образовательных грантов для обучения в Узбекистане.

В результате реализации Казахстаном образовательной программы на 50 млн. долл. с 2010 г. в казахстанских вузах более 1 тыс. афганцев получили высшее образование. При этом на деньги Нур-Султана построены школы в провинциях Саманган.

В колледжах и высших учебных заведениях Таджикистана обучается более 500 афганских студентов, в основном на медицинских, инженерно-технических и аграрных факультетах. Также налажена практика стажировки ученых из ИРА в Академии наук РТ.

В университетах и институтах Туркменистана обучаются около 200 афганских студентов. проживание и расходы на учёбу полностью покрывает туркменское правительство, которое также выплачивает им стипендии. Кроме того, за счет средств Туркменистана построена школа в провинции Балх.

В свою очередь, в июне 2010 г. в Кыргызстане при поддержке Центра ОБСЕ в Бишкеке были открыты курсы подготовки афганских сотрудников органов таможни, что также оказывает положительное воздействие на укрепление безопасности в Центральной и Южной Азии.

Как известно, афганская территория до сих пор остается источником вызовов и угроз для соседних стран, в т.ч. северных, которые выступают в качестве своеобразного заслона от распространения терроризма, наркотрафика, контрабанды оружия для международного сообщества.

В ООН считают, что за годы глобальной борьбы с угрозой терроризма страны Центральной Азии показали пример успешного сотрудничества, в частности в совместном осуществлении Глобальной контртеррористической стратегии ООН на региональном уровне.

К настоящему времени все 5 стран Центральной Азии завершили второй этап Совместного плана действий по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии ООН, принятой в 2011 году. По признанию Генсека Организации А.Гутерриша, «региональное сотрудничество в ЦА открывает большие возможности для решения общих задач, в том числе, связанных с борьбой с терроризмом, укреплением безопасности границ, содействием диалогу с религиозными лидерами и учреждениями, противодействием торговле людьми и контрабанде наркотиков».

Общая борьба с наркотрафиком в регионе ведется в рамках принятой по итогам саммита глав государств стран-членов ШОС в июне 2019 г. в г.Бишкеке Программы Антинаркотической стратегии государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2018-2023 г.

Кроме того, страны Центральной Азии также наладили непосредственный диалог в сфере обеспечения безопасности с правительством Афганистана.

В этом плане осуществляют свою деятельность такие механизмы двустороннего взаимодействия с ИРА, как туркмено-афганская комиссия по сотрудничеству в области безопасности, узбекско-афганская совместная комиссия по вопросам безопасности, а в ближайшее время начнет свою работу таджикско-афганская комиссия по сотрудничеству в сферах безопасности и защиты границы.

Следует также обратить внимание на то, что Казахстан и Афганистан подписали соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее «проведение совместных военных учений, сотрудничество в медицинской области, подготовку военных кадров, материально-техническую поддержку, а также взаимодействие между разведывательными службами двух стран».

Подытоживая мысль, сегодня государства Центральной Азии выступают активными поборниками установления мира и процветания на афганской земле. Все 5 стран продвигают мирную риторику и осуществляют политику умиротворения в отношении Афганистан на основе консолидированных подходов и позиций, закрепленных в важнейших документах регионального и международного масштабов.

При этом, на наш взгляд, многоплановое интенсивное сотрудничество центральноазиатских партнеров могло бы быть выведено на следующий уровень за счет активизации совместного продвижения проектов по социально-экономическому восстановлению Афганистана, а также расширено за счет актуализирующийся в последнее время вопросов в афганском направлении. Выработка единого подхода в отношении афганских беженцев, содействия смягчению последствий гуманитарного кризиса в ИРА, противодействии угрозам возможного роста наркотрафика и распространению экстремизма и терроризма в регионе после вывода международных сил из ИРА могут быть включены в будущую повестку регионального сотрудничества в афганском направлении.

В этой связи международная конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» предоставит международному сообществу возможность выработать конкретные решения по оказанию содействия афганским сторонам достичь взаимопонимания и обеспечению устойчивости мира в Афганистане, а также странам Центральной Азии обсудить перспективы расширения совместного регионального сотрудничества в отношении стабилизации и мирного развития афганской земли.

Акрамжон Неъматов,

Первый заместитель директора

Института стратегических и межрегиональных

исследований при Президенте Республики Узбекистан

Баходир Эгамов,

ведущий научный сотрудник

Института стратегических и межрегиональных

исследований при Президенте Республики Узбекистан.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал