Обычно, они не задумываются о том, как управляются системы общественного транспорта, газа, воды, отопления, электроэнергии и утилизации отходов, пока не сталкиваются с необходимостью собирать различные документы, сертификаты, разрешения и лицензии от государственных органов, где каждый может стать свидетелем системы взаимодействия между государственными служащими и гражданами, в которой все ещё используется «бумажная» система хранения и передачи информации.
Модернизация системы предоставления государственных услуг населению и юридическим лицам является одной из важнейших сфер для реформы системы государственного управления. Многие страны во всем мире начали разрабатывать программы и инициативы по модернизации систем государственных услуг. Подобные инициативы по развитию оказания государственных услуг связаны с такими вопросами, как упрощение процедур, обеспечение высоких стандартов качества услуг, преобразование государственных учреждений в организации, сосредоточенные на принципе приоритетности интересов потребителей, внедрение многоканальных моделей по оказанию услуг. При этом, основной целью является обеспечение доступа к государственным услугам, в тесном сотрудничестве с местным сообществом и частным сектором. Считается, что такого рода инициативы позволят физическим и юридическим лицам получить выгоду от функций государственных органов путём совершенствования механизмов предоставления государственных услуг и оптимизации административных процессов. Таким образом, предоставляется возможность повысить качество, эффективность и равную доступность государственных услуг по всей стране.
В Узбекистане реформа системы государственного управления основана на принципе введения постепенных изменений в политику развития страны. Например, в рамках первых усилий по проведению административной реформы, особое внимание уделялось передаче функций местным органам власти, а также делегированию некоторых функций социального обеспечения органам местного самоуправления (махаллям). В настоящее время особое внимание уделяется повышению качества и эффективности государственных услуг путём устранения обременительных административных процедур и дублирующих функций органов государственной власти.
Международный опыт в сфере проведения административных реформ показывает успешность и преимущества применения функционального анализа и оценки потенциала (ФАОП) государственных организаций.
ФАОП позволяет определить эффективность системы государственного управления на местах по таким параметрам государственных функций, как: а) наличие избыточных, несвойственных, дублирующих, параллельных и нераспределенных функций в компетенциях органов власти; б) усложненность административных процедур; в) наличие дискреционных полномочий в составе должностных обязанностей; г) прозрачность системы оказания государственных услуг; д) критерии и механизмы оперативного внутреннего контроля административной деятельности.
Используя методы исследования ФАОП, проект ПРООН «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнёрство» в тесном сотрудничестве с Кабинетом Министров Республики Узбекистан и хокимиятами Джизакской и Наманганской областей – провёл тщательный анализ для выявления важнейших функциональных и качественных недостатков, на которые следует обратить внимание при совершенствовании системы оказания государственных услуг. Данное исследование было проведено командой, состоящей из числа как международных консультантов из Латвии и Братиславского Регионального Центра ПРООН, так и с активным участием национальных консультантов.
Команда международных и национальных консультантов выявила текущие процессы и процедуры оказания государственных услуг для выработки ряда рекомендаций по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг, относительно следующих выбранных пяти наиболее востребованных государственных услуг в Джизакской и Наманганской областях - пенсия по возрасту, социальная защита детей, поддержка занятости и учёт безработицы, земельный кадастр, уведомления о задолженности по уплате за электроэнергию.
В рамках ФАОП системы оказания государственных услуг были проанализированы нормы законодательства Республики Узбекистан, проведены структурированные интервью, обсуждения с представителями организаций, опросы более 70 служащих по функциональным обязанностям и самооценка организационного потенциала.
Результаты исследования и рекомендации исследовательской команды были представлены во время специального мероприятия-презентации на тему «Оказание государственных услуг в Узбекистане: укрепление потенциала органов государственного управления на местах» 6 июля 2011 г. в конференц-зале «Учкудук» Бизнес Центра «Пойтахт» в г. Ташкент. Презентация результатов исследования по пяти государственным услугам послужила хорошим поводом для начала обсуждений при участии г-жи Энни Демиржан, Руководителя группы по практике демократического управления, Братиславского Регионального Центра ПРООН. В мероприятии также приняли участие представители Кабинета Министров Республики Узбекистан, хокимията Джизакской и Наманганской областей, организаций, которые предоставляют вышеназванные государственные услуги в Джизакской и Наманганской областях, ЮНИСЕФ и ПРООН.
Азизхон Бахадиров, член исследовательской команды и Таск менеджер по правовым вопросам Проекта «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнёрство» отметил, что «Одним из практических результатов функционального анализа являются выработанные рациональные решения по оптимизации и упрощению процедур оказания государственных услуг, и их включение в перечень услуг, оказываемых Центрами Единого Окна в городах Джизак и Наманган».
В целом, участники согласились, что функциональный анализ и оценка потенциала является полезным инструментом, который должен помочь Правительству Республики Узбекистан в оптимизации государственных функций по оказанию государственных услуг, таким образом обеспечивая рентабельность, эффективность, прозрачность и возможность координации государственных учреждений.
Для последующих действий участники мероприятия рекомендовали собрать письменные замечания соответствующих органов государственной власти, упомянутых в заключительном докладе, для обобщения соответствующих рекомендаций по электронному правительству в более широкую стратегию развития онлайновых государственных услуг и реализации упрощенных процедур для предоставления государственных услуг Центрами Единого Окна при хокимиятах городов Джизак и Наманган.