Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев провел встречу с представителями сферы образования и воспитания, в ходе которой состоялась церемония награждения работников, проявивших выдающиеся успехи в этой области.
Глава государства тепло поздравил всех участников с Днем учителя и наставника, торжественно вручив государственные награды тем, кто их заслужил.
Президент подчеркнул, что все реформы в различных сферах и отраслях сегодня нацелены на обеспечение человеческого достоинства, его прав и интересов. Главной задачей системы образования является воспитание нового поколения граждан Узбекистана, что имеет особое значение.
«Кто формирует поколение, готовое смело отстаивать интересы Родины и народа, обладая активной гражданской позицией, знаниями и креативным подходом? Это вы, трудолюбивые и самоотверженные учителя. Для этого прежде всего сам учитель должен иметь правовую, социальную и финансовую защиту. Только в этом случае он сможет раскрыть свои истинные человеческие и профессиональные качества», — отметил Президент.
Он добавил: «В нашей обновленной Конституции я стремился укрепить статус учителя как самого уважаемого человека в обществе. Я знаю, насколько тяжела работа учителя, так как сам долгое время трудился в этой сфере. К сожалению, в недавнем прошлом мы не могли проявить должного уважения к этим благородным профессиям».
Президент также отметил, что в любой сфере, где требуется дополнительная рабочая сила, обычно привлекаются учителя. «С момента начала новых реформ мы начали решать проблему принудительного труда среди учителей, детей и женщин», — сказал он.
«С решительной волей мы превратили эти неприятные обстоятельства в историю. В этом году был принят закон «О статусе педагога». Правила, закрепленные в Конституции, теперь будут действовать на основе этого закона. Любое давление на учителей, вовлечение их в дела, не относящиеся к их профессиональной деятельности, будет преследоваться по закону», — подчеркнул Президент.
Было подчеркнуто, что сегодня в центре всех изменений в сфере образования и воспитания должен стоять образованный, творческий, патриотичный и самоотверженный учитель.
В противном случае, выделяемые на сектор средства, строящиеся здания и сооружения, материально-техническая база окажутся потраченными впустую, как будто унесенными в воздух.
«Мы никогда не должны допускать этого. Богатство, заработанное государством и народом, должно, прежде всего, служить для воспитания молодежи, для нашего будущего», — сказал Президент.
Президент Узбекистана привел ряд примеров крупных проектов, реализуемых в сфере образования.
По его данным, за последние семь лет на развитие образования было выделено 216 триллионов сумов. Из этой суммы 19,5 триллиона сумов было направлено на укрепление материально-технической базы, в результате чего было реконструировано и построено 6 тысяч государственных школ и 3,5 тысячи детских садов.
Благодаря созданию благоприятных условий для частного сектора, число частных школ возросло с 27 до 500, а количество негосударственных детских садов увеличилось с 250 до 30 тысяч, добавил глава государства.
Президент подчеркнул, что эти материальные ресурсы необходимо дополнять интеллектуально-духовными ресурсами, поскольку именно они обеспечивают качество и эффективность образования.
Интеллектуально-духовные ресурсы включают в себя знания и опыт учителей, их мастерство, культурный уровень и моральное состояние.
Безусловно, достичь такой гармонии сложно. Для этого, помимо значительных финансовых вложений, необходимы колоссальные человеческие ресурсы, знания и опыт, кадровый потенциал и, что самое главное, патриотические качества учителей.
В настоящее время в сфере образования важно стратегическое мышление. Что это подразумевает?
Это означает, что необходимо смотреть на десять-пятнадцать лет вперед и развивать образовательные учреждения так, чтобы они работали не только для текущих потребностей, но и для будущего.
История доказывает, что те, кто отстает в образовании и просвещении, также будут отставать в развитии.
«Каждый учитель, воспитатель, директор детского сада или школы должен в определенной степени быть стратегом. Они должны глубоко осознавать, что служат высоким целям, определяющим судьбу и будущее народа», — отметил Президент.
В прошедший период было уделено повышенное внимание ранее недооцененным направлениям, в частности, педагогическому образованию и его научным, теоретическим и практическим основам.
Для устранения нехватки кадров была восстановлена система заочного образования в высших учебных заведениях.
Количество надбавок, выплачиваемых учителям в зависимости от их мастерства и достигнутых успехов, увеличилось с трех до семнадцати.
Шесть тысяч учителей, которые усердно работают над собой и получили международные сертификаты, зарабатывают более 10 миллионов сумов. В 2020 году таких учителей было всего 102.
Безусловно, этого еще недостаточно, однако стоит отметить, что за последние два года это число увеличилось в 5,3 раза.
За последние 5 лет в системе школьного образования были открыты 14 президентских школ и 9 творческих школ, которые выполняют роль локомотива, если так можно сказать, отметил Президент.
На основе программ этих школ создаются современные учебники по естественным и точным наукам.
Самое важное, что эти школы начинают приносить конкретные результаты. 100 выпускников этих школ обучаются в ТОП-100 университетах мира.
Система оценки в президентских школах в настоящее время применяется в 500 общеобразовательных школах. Командам 66 школ, успешно внедрившим эффективную систему оценки, выплачивается надбавка до 40%.
В нашей стране внедрена новая система отбора талантливой молодежи через селекцию, которая ранее не применялась.
В результате в этом году наши ученики завоевали 122 медали на международных научных олимпиадах.
Уровень охвата выпускников школ высшим образованием за последние семь лет увеличился в четыре раза.
В этом году 310 тысяч наших юношей и девушек стали студентами вузов, при этом почти половина из них — девушки.
Такого успеха ранее не удавалось достичь.
«Еще раз повторяю: сколько бы реформ ни проводилось, если мы не повысим знания и профессиональные навыки учителей, мы не сможем обеспечить качественное образование», - сказал Президент.
На сегодняшний день в государственных образовательных учреждениях работают 46 тысяч педагогов, а в частных организациях - 38 тысяч, которые не повышали квалификацию в течение пяти лет, что вызывает сожаление.
В этом году для обеспечения прозрачности процесса аттестации были использованы искусственный интеллект и цифровые технологии. В результате 21 тысяча из 198 тысяч учителей не смогла набрать достаточное количество баллов по квалификации. Это ситуация, которая должна вызывать у всех нас беспокойство, как было подчеркнуто.
«Сегодняшний открытый диалог проходит не случайно в Институте повышения квалификации имени Абдуллы Авлония, который имеет почти вековую историю. Перед встречей я ознакомился с условиями, созданными в институте, который сегодня полностью преобразился, и с презентацией новой системы повышения квалификации учителей. С этого момента мы организуем работу по повышению качества образования в семи направлениях», - отметил Президент.
Институт повышения квалификации имени Абдуллы Авлония будет ответственен за повышение профессиональных навыков педагогов.
В течение ближайших 3 лет из бюджета ежегодно будет выделяться по 50 миллиардов сумов на модернизацию и оборудование 12 региональных центров института.
Хокимам было поручено привести в современный вид все центры повышения квалификации на местах.
Будет организована вертикальная система, связывающая министерство, центры повышения квалификации, школы и детские сады.
Кроме того, на местах будут выбраны 1 300 опорных школ и 200 детских садов, где ведущие учителя организуют «День профессионального развития» и «Час профессионального развития» для молодых педагогов.
Для этого к зарплате ведущих учителей будет добавлено 20% надбавки.
Поддержка учителей и достойное вознаграждение за их труд, безусловно, будут продолжены.
С нового учебного года будет введена система выдачи сертификатов квалификации на основе международных стандартов.
Педагоги, набравшие 86 баллов и выше на испытаниях, получат дополнительную надбавку в размере 70%.
Например, учитель биологии высшей категории, обладающий международным сертификатом по своему предмету, сможет получить 50% надбавки, до 40% из фонда директора, а также еще 70% при соответствии новым требованиям.
Таким образом, его общая месячная зарплата может возрасти с 4 миллионов 500 тысяч сумов до 12 миллионов сумов.
Это наглядно показывает, что зарплата в 1 тысячу долларов для учителей становится реальностью.
Подчеркнуто, что целесообразно удвоить количество учителей, направляемых на санаторно-курортное лечение.
Ректорам следует увеличить количество путевок в санатории для профессорско-преподавательского состава на 50% за счет фонда развития вузов.
В прошлом году была внедрена система подготовки для директоров школ, и в настоящее время 1 206 из них уже имеют сертификаты по менеджменту и получают соответствующую надбавку.
С 1 сентября 2025 года эта практика также распространится на заведующих детскими садами, которым будет начисляться дополнительная надбавка до 30% ежемесячно.
Отмечается, что нехватка специализированной литературы для директоров школ, включающей пособия по управленческим навыкам, требует привлечения экспертов для разработки таких материалов, что является важной задачей.
Из-за роста населения возникает необходимость в 120 тысячах дополнительных мест в школах и 30 тысячах мест в детских садах ежегодно.
В следующем году за счет выделяемых из бюджета 3,2 триллионов сумов будет проведена реконструкция 375 школ и 97 детских садов, а также построены новые учреждения.
Кроме того, в рамках финансирования Исламского банка развития и Фонда ОПЕК на сумму 50 миллионов долларов в течение следующих четырех лет будет построено 200 частных детских садов, что создаст дополнительные 30 тысяч мест.
С начала следующего года для предпринимателей, открывающих новые школы в частном секторе, будет предоставляться кредит до 20 миллиардов сумов.
Также 50% коммунальных расходов для новых частных школьных зданий будет покрываться бюджетом в течение 5 лет.
Если предприниматели построят школу за собственный счет, то затраты на строительство будут вычитаться из налога на прибыль в течение двух лет равными долями.
Для обеспечения качества и конкурентоспособности в образовании будет повышен уровень цифровизации.
За последние 5 лет более 13 тысяч 500 компьютерных классов были оснащены 200 тысячами современных компьютеров. В следующем году будет обновлено еще более 2 тысяч компьютерных классов, на что из бюджета выделяется 400 миллиардов сумов.
На эти компьютеры будут загружены электронные учебные материалы, что предоставит детям возможность для самостоятельного обучения.
Для того чтобы учащиеся могли легче усваивать сложные концепции, будут организованы виртуальные лаборатории по точным и естественным наукам. С нового учебного года такие лаборатории будут созданы в 10 школах в каждой области.
Кроме того, будет создана единая онлайн-платформа, на которой учителя смогут объявлять о своих возможностях, достижениях и новых разработках.
Как и в частных детских садах, в 6 тысяч 800 государственных детских садах также будет полностью цифровизирована учет посещаемости, платежи и расходы на питание.
По предварительным расчетам, таким образом, ежегодно будет экономиться 10% средств.
Сэкономленные деньги будут направлены в Фонд развития образования и потрачены на улучшение материально-технической базы школ и стимулирование квалифицированных учителей.
Президентские школы и специализированные школы будут популяризироваться.
В этом направлении началось внедрение системы оценки, используемой в президентских и специализированных школах, в 1 тысяче общих образовательных учреждениях.
Однако в 300 из них материально-техническая база совершенно не соответствует требованиям.
Городским и районным хокимам было поручено еженедельно получать информацию от школ, усиливать работу по устранению недостатков и проводить близкие беседы с учителями для решения существующих проблем.
Перед хокимами областей, районов и городов поставлена задача завершить текущий ремонт и оснащение 300 школ, которые нуждаются в ремонте, в течение шести месяцев в условиях новой системы оценки.
С этого момента качество образования, условия в школах и ценность учителей будут основными критериями для оценки деятельности первых руководителей регионов.
В целях установления единой связной цепи в системе дошкольного, общего, среднего специального, высшего образования и повышения квалификации будут созданы педагогические образовательные кластеры.
Кластеры будут впервые организованы в Андижане и Бухаре на базе педагогических колледжей и будут находиться под управлением местных педагогических институтов.
Андижанский и Бухарский педагогические институты выделят на эти цели 25 миллиардов суммов из внебюджетных средств.
Система селекции талантливых молодых людей перейдет на новый уровень. Для этого будет создан центр подготовки к международным научным олимпиадам.
Количество международных научных олимпиад, поощряемых государством, увеличится с 18 до 22.
При этом учащимся, завоевавшим золотую медаль на престижной международной олимпиаде, будет выплачено 170 миллионов сумов, за серебряную медаль – 102 миллиона сумов, а за бронзовую медаль – 68 миллионов сумов.
Кроме того, учителя этих учеников будут награждены от 50 миллионов до 150 миллионов сумов, и им будет предоставлена возможность получать 100% надбавки в год.
Впервые будет введена система поощрения руководителей команд учащихся, ставших победителями международных научных олимпиад.
Необходимо торжественно встречать наших детей, победивших на международных научных олимпиадах, и чествовать их как героев, представляя их нашему народу.
Президент подчеркнул, что культура чтения среди учащихся всегда должна быть в центре внимания.
Для повышения интереса учащихся к книге и внедрения культуры чтения был организован специальный конкурс, в котором победителям будут вручены автомобили.
Ответственным лицам было поручено еще больше популяризировать эту работу и, при необходимости, донести ее даже до самых удаленных сел.
Для этого в школах будут обеспечены необходимые техника и оптоволоконный интернет для комнат духовности и библиотек, а также будет организован доступ всех школ к электронному порталу Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навоия.
Президент обратился ко всем родителям, учителям и наставникам нашей страны:
«Наше самое драгоценное и уважаемое сокровище в мире — это наши дети и внуки, цветы и плоды нашей жизни.
Несомненно, все мы желаем, чтобы они стали счастливыми и успешными людьми в будущем. Но достичь этого не легко.
Особенно в условиях сегодняшнего нестабильного времени, для достижения благородных целей человеку нужны бдительность и осторожность, решительность, высокие знания и широкий кругозор, современные профессии и навыки как никогда актуальны.
Образование и воспитание — это священное дело всего общества! Это вопрос жизни и смерти, требующий от нас постоянного единства, активности и самоотверженности.
Давайте вооружимся добротой, знаниями и просвещением, чтобы преградить путь невежества и злу!
Создадим прочный фундамент для счастья наших детей, светлого будущего и процветания нашей родины!»
Подчеркнуто, что тренеры и военнослужащие также должны активно участвовать в формировании патриотических чувств у молодежи.
Сегодня время требует от каждого из нас быть защитником своей родины, патриотом.
В этом отношении особенно важно, чтобы смелые и отважные сержанты и офицеры, а также преподаватели предмета военной подготовки служили примером.
В настоящее время в школах работает почти 10 тысяч таких преподавателей. К сожалению, у большинства из них нет современных знаний и навыков в военной области, а условия их работы не соответствуют требованиям.
Теперь эти преподаватели будут назначаться Министром обороны из числа резервных военных служащих.
«В этом вопросе мы все должны глубоко понять одну мысль. Патриотическое воспитание — это не только работа сотрудников военной или образовательной сферы. Это дело всего общества.
Если мы не вовлечем общественность в эту работу, будет сложно добиться ожидаемых результатов.
Конечно, наши молодые люди могут стать хорошими врачами, талантливыми учеными, умелыми IT-специалистами и успешными предпринимателями.
Но если они не вырастут настоящими патриотами, то скажите, кто завтра будет ответственен за судьбу и будущее нашего народа и родины?
Вот почему местные общины, пожилые люди, женщины и молодежные организации должны иметь свои программы действий в этом вопросе.
Мы все должны вместе внедрить в сознание нашей молодежи идею: «Я стану настоящим патриотом», — сказал Президент.
В области воспитания было подчеркнуто, что многое зависит от преданных делателей нашего национального спорта, особенно от преподавателей физической культуры.
К сожалению, профессиональные и физические навыки 33 тысяч преподавателей физической культуры в школах недостаточны.
Ответственным лицам было поручено формировать состав этих преподавателей на основе отбора из числа активных и чемпионских спортсменов, а также наладить повышение их профессиональных навыков и квалификации в Институте физической культуры.
Будет разработан отдельный проект решения для популяризации шахмат, которые играют важную роль в умственном развитии молодежи. Этот вид спорта будет развиваться среди нашей молодежи.
Таким образом, будет создана единая система спорта, что приведет к улучшению качества занятий физической культурой в школах и развитию массового спорта в местностях.
Затем учителя и директора школ, работающие в различных регионах нашей страны, поделились своими мыслями и предложениями.
Они выразили благодарность Президенту за обширные меры, направленные на позитивные изменения в системе школьного образования, повышение престижа и статуса профессии учителя, а также за достойное поощрение труда наставников и педагогов.
Президент поручил соответствующим ответственным лицам глубоко изучить инициативы, выдвинутые педагогами, и внедрить их в практику.
«Еще раз повторяю: спасение — в образовании, спасение — в воспитании, спасение — в знаниях. Мы все видим, какие тяжелые и сложные задачи ставит перед нами сегодняшний стремительный мир.
Для их решения и достижения благих целей наш народ, прежде всего, должен вооружить молодежь знаниями, наукой и достижениями прогресса.
На этом пути я прежде всего верю в вас, полагаюсь на ваши глубокие знания и опыт, педагогическое мастерство и уникальные человеческие качества», — отметил Президент в заключение своего выступления.
#Шавкат Мирзиёев