Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Ключевым политическим событием этой недели в нашем регионе стал прошедший в Астане второй саммит «Центральная Азия – Германия», который имел важное значение для расширения взаимовыгодного сотрудничества между ЦА и ФРГ.
В центре внимания проведенных встреч и переговоров были вопросы углубления кооперации в экономической, инвестиционной, климатической, транспортной, энергетической и других сферах взаимодействия.
В целях дальнейшего развития всестороннего сотрудничества Центральной Азии с Германией Президент Узбекистана выдвинул ряд новых инициатив и предложений.
Особое внимание глава государства уделил укреплению партнерства в сфере транспорта. В частности, Шавкат Мирзиёев заявил, что «самым большим барьером в углублении нашего партнёрства является слабое развитие транспортных коммуникаций, включая наземные и воздушные перевозки».
Таким образом, он обозначил усиление коннективности приоритетным направлением долгосрочного сотрудничества, имеющим общерегиональное значение. В этом контексте было предложено провести в 2025 году министерскую конференцию по поиску путей повышения транзитного потенциала маршрутов, соединяющих Центральную Азию с Европой.
Это позволит совместно разработать долгосрочную стратегическую программу развития транспортно-коммуникационной связности нашего региона и Европы, в том числе Транскаспийского мультимодального маршрута.
В условиях нарушения традиционных торговых и транспортно-логистических цепочек поставок возрастает спрос на безопасные и кратчайшие транспортные коридоры. В этом ключе, развитие Транскаспийского коридора может содействовать расширению торговли между ЦА и Европой.
Так, в прошлом году объем перевозимых по Срединному коридору грузов увеличился на 65% и достиг 2,7 млн тонн (в 2022 году – 1,7 млн тонн). По расчетам экспертов, до 2025 года его пропускная способность может достигнуть 10 млн тонн.
В свою очередь, транспортная стратегия Узбекистана до 2035 года определяет Транскаспийский международный маршрут одним из ключевых приоритетов развития республики. Сегодня наша страна транспортирует через этот коридор 10% своих внешнеторговых грузов.
Узбекистан также придает важное значение соединению проекта железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай» с Транскаспийским мультимодальным маршрутом, что позволит создать единую транзитную систему между Европой и Азией в условиях загруженности морских коммуникаций, роста рисков их дестабилизации, переориентации грузовых потоков.
В целом, сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере является одной из важных составляющих отношений между Центральной Азией и ФРГ.
С одной стороны, Берлин может играть особую роль в привлечении европейских институтов к развитию альтернативных транспортных коридоров, соединяющих ЦА с Европой. Сегодня Германия входит в число 12 лучших государств в мире по показателям развития логистики. Через её территорию проходит больше товаров, чем через любую другую страну Европы: ей принадлежит около четверти общеевропейского рынка логистики.
С другой стороны, Германия, являясь одним из ключевых двигателей экономики ЕС, заинтересована в интенсификации торговли региона Центральной Азии с глобальными цепочками добавленной стоимости. Немецкие предприятия стремятся вкладывать средства в расширение производства за пределами страны, главным образом, в глобальные сектора с высокой производственно-сбытовой цепочкой (автомобилестроение, электроника, химия и др.). Безусловно, это отвечает интересам стран ЦА, которые заинтересованы в привлечении европейских инвестиций.
Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что Германия становится надежным партнером ЦА в развитии устойчивой взаимосвязанности между регионом и Европейским Союзом.
Жасур Рахматов,
Руководитель отдела ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан