Закон подготовлен в рамках реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, изложенной в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года.
Закон Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1996 году и ряд его норм не в достаточной степени соответствуют уровню экономического развития страны.
Законом не были охвачены вопросы контроля за конкуренцией на рынках финансовых услуг, что не позволяет осуществлять меры по недопущению антиконкурентных действий и действий, ограничивающих конкуренцию в данной сфере.
Аналогичная ситуация наблюдается в сфере регулирования торгов (тендеров) и биржевых торгов, где антимонопольный орган участвует в вышеназванных процессах, без наличия в действующем Законе необходимых полномочий.
Основной целью нового Закона является дальнейшее регулирование отношений в области конкуренции на товарных и финансовых рынках, в частности, одним из основных нововведений Закона является распространение антимонопольного регулирования на рынок финансовых услуг.
Согласно закону, финансовый рынок – это сфера обращения финансовой услуги, оказываемой банками и другими кредитными, страховыми и иными финансовыми организациями, а также услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории Узбекистана или его части.
В связи с частым применением ключевых определений и наличия в них особых механизмов правоприменения, а также в целях обеспечения их единообразного и точного применения на практике, некоторые из них, как «доминирующее положение», «группа лиц», «монопольно высокая цена» и «монопольно низкая цена» выведены в отдельные статьи.
Наряду с уточнением общих определений, введены новые понятия такие как, «финансовая услуга», «соответствующий рынок», «государственные органы», «антиконкурентные действия», «координация экономической деятельности», «соглашение», «согласованные действия», «экономическая концентрация» и другие. Это позволит более точно уточнить механизм и сферу применения Закона, а также определить характер правонарушения.
В частности, если ранее доминирующим на товарном рынке признавалось положение хозяйствующего субъекта или группы лиц, доля товара которых равна 65% и более, то теперь эта цифра снижена до 50% и более.
При ряде условий (стабильности доли хозсубъекта на рынке в течение года, относительного размера принадлежащих конкурентам долей на рынке и возможности вхождения на рынок новых конкурентов) доминирующим также признается положение субъекта или группы лиц, доля товара которых составляет от 35% до 50% (ранее – до 65%).
Отдельная глава закона посвящена антиконкурентным действиям. Она запрещает недобросовестную конкуренцию, а также согласованные действия и сделки хозсубъектов, акты и действия органов государственного управления, органов государственной власти на местах и объединений юридических лиц, ограничивающие конкуренцию.
Одним из направлений антимонопольного закона является контроль за совершением сделок по приобретению акций (долей) более 35% в уставном капитале хозяйствующих субъектов с целью недопущения монополизации товарных рынков путем оказания влияния на ведение хозяйственной деятельности субъекта рынка и тем самым ограничивать конкуренцию.
Согласования сделок, в связи с низким пороговым значением балансовой стоимости активов, является обременительной и существенно отвлекает ресурсы, как хозяйствующих субъектов, так и антимонопольного органа.
С принятием Указа Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2008 года №4053 «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики» размер уставных фондов акционерных обществ повысился более чем в 10 раз, что отразилось на размерах их активов и тем самым совокупная стоимость активов инвестора и эмитента, участвующих в сделках по приобретению акций или долей, значительно превышает установленный действующим Законом пороговый предел.
В связи этим, существенно повышено пороговое значение суммы балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов для получения предварительного согласия антимонопольного органа при приобретении акции(долей) с 4 тысячикратного размера минимальной заработной платы до 100 тысячикратного размера
С развитием биржевых торгов высоколиквидными товарами, в том числе производимыми предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, изменяется подход к определению монопольно высокой цены. В законе говорится, что цена, сложившаяся по результатам биржевых торгов не является монопольно высокой.
В целях повышения эффективности антимонопольного регулирования торгов, а также обеспечения прозрачности, открытости, здоровых конкурентных условий в процессе торгов, введена отдельная глава по антимонопольному регулированию торгов (тендеров) и биржевых торгов.
Законом вносятся соответствующие изменения в полномочия антимонопольного органа, исходя из новых сфер регулирования отношений на рынках товаров и финансовых услуг.