Курсы валют от 23/10/2024
$1 – 12817.85
UZS – 0,1%
€1 – 13865.07
UZS – -0,18%
₽1 – 132.95
UZS – -0,11%
Поиск
Узбекистан 27/10/2022 Поступательное развитие отношений Узбекистана с Европейским союзом
Поступательное развитие отношений Узбекистана с Европейским союзом

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Утвержденная в 2022 году Стратегия развития Нового Узбекистана в числе приоритетных целей построения гуманного государства, обеспечения верховенства закона, ускоренного развития национальной экономики, также обозначила основные направления внешнеполитического вектора нашего государства.

Одними из важнейших задач внешней политики определены проведение открытой и конструктивной политики в отношении ближайших соседей, решение региональных вопросов и проблем на основе равноправия, взаимного учёта интересов и поиска разумных компромиссов, а также формирование вокруг Узбекистана как страны, расположенной в сердце региона, пояса дружбы и процветания, безопасности и стабильности. 

Благодаря последовательному осуществлению этого курса, за пять лет удалось кардинально поменять политический климат в регионе, добиться прогресса по многим проблемным вопросами, которые долгие годы тормозили развитие региона.

Реализуемые широкомасштабные реформы сформировали основные приоритеты внешнеполитической деятельности, направленные на углубление существующих связей практически со всеми странами мира, увеличения торговых взаимоотношений и объёмов инвестиций, совершенствования транспортно-логистических маршрутов, а также сотрудничество в топливно-энергетической сфере. В рамках такого подхода, в качестве одного из ключевых международных экономических партнёров, помимо России, США, Китая, Турции, также выступает Евросоюз. 

Начало отношениям с Евросоюзом было положено в 1992 году подписанием Меморандума о взаимопонимании между Узбекистаном и Еврокомиссией. На сегодняшний день договорно-правовую базу сотрудничества составляют 15 документов и успешно функционируют 6 совместных органов по линии «Узбекистан-ЕС».

На современном этапе Евросоюз поддерживает программу реформ Узбекистана посредством технической и финансовой помощи и регулярно взаимодействует по вопросам взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и финансово-технической сферах, а также в области экологии, климата, образования и туризма, прав и свобод человека. 

Следует отметить, что активный диалог между Узбекистаном и Евросоюзом осуществляется также в формате межрегионального взаимодействия «Центральная Азия - Европейский союз», в ходе которого ведутся переговоры по вопросам стабильного и устойчивого развития.

Благодаря инициативам Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и реализации под его руководством масштабных изменений в нашем обществе и в диалоге с внешними партнёрами, нынешнее взаимодействие с Брюсселем и странами Евросоюза вышло на совершенно новый уровень.

Так, в рамках двустороннего сотрудничества состоялись плодотворные официальные визиты Главы Узбекистана во Францию в 2018 году и в Германию в 2019 году. В результате этих визитов были достигнуты прорывные договорённости в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурной, гуманитарной и других сферах. 

Успешно завершились визиты в Узбекистан Президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера (2019 год), Президента Европейского совета Дональда Туска (2019 год), Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Боррелля (2021 год).

В ходе встречи с Лидером нашего государства 19 октября 2022 года Спецпредставитель ЕС Тери Хакала подчеркнула, что 

«в Евросоюзе высоко оценивают и неизменно поддерживают продолжение программы необратимых реформ в Новом Узбекистане, направленных на дальнейшее углубление демократических и социально-экономических преобразований в стране».

Центральное место в отношениях Узбекистана и Евросоюза отводится торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию. Начиная с первых лет независимости отношения в экономической сфере последовательно набирают обороты и носят обоюдовыгодный характер.

За последние годы Узбекистан установил режим наибольшего благоприятствования в торговле с 27 странами ЕС. Основными торговыми партнёрами являются Германия, Чехия, Литва, Латвия, Италия, Франция, Нидерланды и Польша.

Благодаря прагматичной политике Узбекистана, за 9 месяцев 2022 года объем взаимной торговли Узбекистана со странами ЕС превысил 3 миллиарда долларов, что почти на 15 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом наблюдается существенный рост экспорта узбекской продукции в страны ЕС, который увеличился на 70 процентов. Количество совместных предприятий в Узбекистане превысило тысячу.

Позитивной динамике товарооборота содействовало получение статуса бенефициара Всеобщей системы преференций ЕС «GSP+» в 2021 году.

Решение Европейского союза о предоставлении Узбекистану данного статуса было принято с учётом ощутимых результатов масштабных преобразований, проводимых по инициативе и под руководством Президента Шавката Мирзиёева. 

Помимо этого, приоритетное значение в взаимоотношениях с ЕС занимает Соглашение о расширенном партнёрстве 

и сотрудничестве (СРПС) между Узбекистаном и Европейским Союзом, которое заменит действующее Соглашение от 1996 года.

В настоящее время документ парафирован и завершаются процедуры по подготовке его к подписанию.

Этот документ будет способствовать дальнейшему углублению сотрудничества Узбекистана со странами ЕС так как охватывает более широкий спектр вопросов касательно внешней политики, торговли и инвестиций, безопасности, предотвращения конфликтов, борьбы с нелегальной миграцией, организованной преступностью и коррупцией, противодействия терроризму и другие.

Узбекистан и Евросоюз активно сотрудничают в сферах, связанных с институциональными реформами и вопросами устойчивого развития. 

В марте 2022 года прошла конференция по запуску новой Многолетней индикативной программы на 2021-2027 годы 

с участием представителей министерств и ведомств Узбекистана и дипломатических представительств стран Евросоюза.

В ходе конференции, обсуждены вопросы реализации проектов в сферах поддержки сельского хозяйства и «зелёного роста», совершенствования инвестиционного климата, а также социально-экономического развития региона Приаралья.

В рамках этой программы на начальном этапе планируется выделить 83 миллионов евро до 2024 года, в том числе 76 миллионов – на совместно разработанные проекты и программы и 7 миллионов – на поддержку мероприятий по развитию гражданского общества и прав человека.

Одним из важных сфер сотрудничества ЕС с Узбекистаном на сегодняшний день является культурно-гуманитарное направление. Стоит отметить, что в целях бережного сохранения и развития культуры и традиций между сторонами проводятся культурно-просветительские мероприятия и реализуются различные проекты.

В частности, с 2013 года Делегация Европейского Союза в Узбекистане совместно с Национальным агентством «Узбеккино» ежегодно организует Фестиваль европейского кино в Ташкенте. 

Помимо этого, делегация ЕС в Узбекистане координирует работу сети национальных институтов культуры «EUNIC» и поддерживает инновационные решения в этой области.

Также активно ведётся деятельность Программы «Erasmus+», в рамках которого реализуется 43 проекта с бюджетом более 36,6 миллионов евро по повышению потенциала высшего образования, в которых задействованы 65 вузов и более 20 отраслевых ведомств нашей республики.

Одновременно, осуществляется сотрудничество в рамках Программы «Горизонт Европы». Эта программа является крупнейшей инициативой, финансирующей научные исследования и разработки. Программа предусматривает проведение фундаментальных научных исследований 

и поддержку инновационных технологий будущего.

Сегодня мир столкнулся с серьёзными последствиями изменения климата. Это становится всё более значимым фактором, влияющим на политику и экономику как отдельных стран, так и интеграционных объединений.

Климатические изменения имеют трансграничный характер, которые оказывают негативное влияние на развитие стран, что, в свою очередь, требует совместного поиска эффективных мер.

В этой связи вопросы экологии и охраны окружающей среды является одним из приоритетных направлений партнёрства с ЕС.

В этом контексте важным механизмом взаимодействия в экологической сфере Узбекистана с Евросоюзом стали такие программы как WECOOP (Диалог по охране окружающей среды и изменения климата) и CAWEP (Центральноазиатская водно-энергетическая программа).

Конкретные цели по повышению устойчивости окружающей среды, климата и водных ресурсов включены в приоритет под названием «Партнёрство для устойчивости».

Не менее важным является проект «Мой сад в Аральском море» по озеленению пустыни Аралкум и близлежащих населённых пунктов Каракалпакстана путём высадки 27 тысяч саженцев деревьев на дне высохшего Аральского моря до конца этого года.

Необходимо отметить, что Европейский Союз содействует решению вопросов социально-экономического развития региона Приаралья. В этой связи важно упомянуть проект «Вклад ЕС 

в Многопартнёрский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья», в рамках которого выделены средства на сумму 5,2 миллионов евро.

В целом, интенсификация взаимоотношений Узбекистана как с Евросоюзом, так и с её странами-членами демонстрирует особую обоюдную заинтересованность в тесном контакте.

Имеется огромный потенциал в сферах торгово-экономического, инвестиционного и культурно-гуманитарного сотрудничества, что демонстрируют возросшие показатели товарооборота, проведение плодотворных встреч, консультаций, саммитов и конференций.

В этом контексте, упрочнению плодотворного сотрудничества и углублению взаимодействия Узбекистана 

с ЕС послужит подписание Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве.

Примечательно, что 17-18 ноября текущего года в Самарканде пройдёт конференция в формате «Евросоюз – Центральная Азия» по устойчивой взаимосвязанности.

Этот форум будет сосредоточен на важных вопросах в сфере совершенствования цифровых коммуникаций, развития транспортной сети, сельского хозяйства и энергетики.

Взаимная поддержка и тесная координация в совместной реализации инициатив, также как, стремление Узбекистана и ЕС укреплять практическое взаимовыгодное сотрудничество на двустороннем и региональном уровнях, безусловно, послужат поддержанию мира и стабильности, обеспечению безопасности и устойчивому развитию всего нашего центральноазиатского региона.

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал