Курсы валют от 22/11/2024
$1 – 12844.21
UZS – -0,09%
€1 – 13508.26
UZS – -0,46%
₽1 – 127.35
UZS – -0,63%
Поиск
Экономика 30/05/2022 «The National Interest»: Что означает прекращение бойкота узбекского хлопка для Центральной Азии
«The National Interest»: Что означает прекращение бойкота узбекского хлопка для Центральной Азии

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Более экономически процветающий Узбекистан, интегрированный в мировую экономику, еще больше улучшит положение в области прав человека в стране, укрепив при этом региональную безопасность и защитив Центральную Азию от нежелательного российского и китайского вторжения.

Война на Украине побудила бывшие советские республики изменить свои экономические и дипломатические связи с Россией, дав понять, что они не являются клиентами Москвы. Государства Центральной Азии, в частности, должны срочно найти альтернативные рынки сбыта своей продукции, которые защитят их от надвигающегося экономического коллапса России, а также уберегут от чрезмерной зависимости от Китая.

Недавнее решение о снятии глобального бойкота против узбекского хлопка было принято, как раз вовремя для того, чтобы страна вновь вышла на мировые рынки текстильных изделий, поскольку последствия санкций против России стали ощутимыми в Центральной Азии. Россия по-прежнему является основным торговым партнером Узбекистана и крупнейшим импортером узбекского хлопка, ежегодно закупая более 158 миллионов кубических метров хлопковых тканей. Но с учетом того, что ее финансовая система будет парализована санкциями, растущей инфляцией и, вероятно, потребительскими рынками, торговля России с Узбекистаном также изменится.

Вашингтону следует рассмотреть вопрос о принятии политики поддержки и ускорения процесса дистанцирования от России. Отмена временной приостановки действия Всеобщей схемы преференций, режима беспошлинной торговли для развивающихся стран, откроет рынок США для товаров из соседних с Россией стран, в том числе и для узбекского текстиля. Данный шаг полностью соответствовал бы решениям Соединенного Королевства и Европейского союза о признании Узбекистана в качестве бенефициара Специального механизма стимулирования устойчивого развития и эффективного управления (GSP+) в прошлом году.

Кроме того, отмена архаичной поправки Джексона-Вэника, принятой в 1974 году для облегчения еврейской эмиграции из Советского Союза путем ограничения торговли, могла бы стать еще одним стимулом, обеспечивающим нормальные торговые отношения с Узбекистаном. Джексон-Вэник был снят по отношению к России, но по-прежнему применяется к дружественным странам, таким как Узбекистан, без какой-либо причины.

Успехи Узбекистана в искоренении детского и принудительного труда в хлопководстве были признаны «Cotton campaign», альянсом правозащитных неправительственных групп, профсоюзов и бизнес-ассоциаций, который в марте 2022 года призвал к отмене международного бойкота на узбекский хлопок. Это дало возможность возвращение на узбекский рынок хлопка для 331 международных торговой марки и брендов, которые двенадцать лет назад присоединились к обязательству не закупать хлопок из Узбекистана. Ожидается, что крупные бренды, такие как «Adidas», «Tesco», «IKEA», «Marks & Spencer», «H&M», «Zara» и «Gap», возобновят закупки узбекского хлопка. В Узбекистане также идет процесс реформирования хлопководства, направленный на создание более качественных и оплачиваемых рабочих мест.

Хлопок называют «белым золотом», поскольку он генерирует значительную часть экспортных поступлений Узбекистана, составляя 12% ВВП. Узбекистан является шестым по величине производителем хлопка в мире, на его долю приходится 4-5% мирового производства хлопка и 10% мирового экспорта. Узбекистан производит 1,106,700 тонн хлопка в год и ежегодно приносит экономике страны около $1,3 миллиарда. Хлопок является неотъемлемой частью экономики Узбекистана, что делает реформы в этом секторе основой для более широких экономических преобразований.

Как заявил соучредитель «The Cotton Campaign» Беннетт Фриман, Узбекистан осуществил исторические реформы, необходимые для прекращения принудительного труда и преобразования хлопкового сектора страны. Однако прийти к этому моменту было нелегко. Попытка уйти от прошлого началась с указа в 2012 году тогдашнего премьер-министра, а ныне президента Шавката Мирзиёева, который запретил использование детского труда при сборе хлопка. Вскоре после того, как он стал президентом в 2016 году, Шавкат Мирзиёев откровенно признал проблемы своей страны с детским трудом на Генеральной Ассамблее ООН в 2017 году. Хотя вскоре детский труд был ликвидирован, принудительный труд во время уборки хлопка оставался проблемой. Два года назад указом президента было отменено государственное регулирование производства хлопка и обязательные планы продаж, что положило конец всей принудительной трудовой практике и реформированию хлопковой промышленности.

По данным Международной организации труда (МОТ), внешнее давление не было основной причиной преобразований в сфере производства хлопка. Важнейшим стимулом было стремление к созданию новых рабочих мест и изменение позиции Узбекистана от экспортера хлопка-сырца к производителю текстильных изделий и одежды. Это означает перемещение страны вверх по цепочке создания стоимости, стимулирование экономики и создание рабочих мест. Прогресс стал результатом проводимой правительством реформы в сотрудничестве с местными предпринимателями и профсоюзными организациями, которая включала не только отмену государственных квот, но и значительное повышение заработной платы сборщиков хлопка. Более высокая заработная плата сделала сезонные работы более привлекательными и привела к резкому увеличению числа людей, заинтересованных в работе в хлопковой промышленности. Возвращение трудовых мигрантов из соседних стран, сначала из-за пандемии COVID-19, а теперь войны в Украине, только ускорило эти процессы.

Одним из наиболее важных структурных изменений в хлопковой промышленности стало создание региональных кластеров для закупки урожая непосредственно у фермеров и переработки сырья в текстиль вместо продажи хлопка-сырца по гораздо более низкой цене на международном рынке. Кластеры также приносят модернизацию и прямые иностранные инвестиции в Узбекистан. Американская компания «Silverleafe» инициировала автоматизированные технологии производства хлопка в Джизакской области и внедрила первую в Центральной Азии технологию орошения «Pulsar». «Эта современная ирригационная система обеспечивает экономию воды на 40%, — говорит Дэн Паттерсон, уроженец штата Миссисипи и генеральный директор Silverleafe.

Децентрализация также создала условия для переговоров между сборщиками хлопка и покупателями, что привело к повышению заработной платы. «Плата за 1 кг собранного вручную хлопка-сырца в 2021 году увеличена почти в 10 раз по сравнению с 2015 годом», — сообщила председатель Комиссии Узбекистана по противодействию торговле людьми и принудительному труду Танзила Нарбаева.

Хотя была достигнута важная веха, международные организации труда в настоящее время указывают на то, что кластерная система может быть еще более демократизирована, путем создания независимых профсоюзов и профессиональных ассоциаций.

Узбекистан продолжит сотрудничество с МОТ для создания большего количества высокооплачиваемых рабочих мест в рамках своей второй Страновой программы по обеспечению достойной работы на 2021-2025 годы. Программа направлена на совершенствование правовой базы, регулирующей трудовые отношения, расширение возможностей трудоустройства для молодежи, женщин и уязвимых групп, а также укрепление социального диалога и институционального потенциала социальных партнеров. Как отмечает правозащитник Шухрат Ганиев, людям в Узбекистане нужны рабочие места с достойной оплатой труда и хорошими условиями труда. «Чтобы добиться этого, нам нужны международные бренды и ритейлеры, которые будут заниматься поиском ответственных поставщиков из Узбекистана», отмечает он.

Вашингтон может поддержать Узбекистан в качестве предпочтительного поставщика хлопка, поскольку покупатели отказываются от Китая из-за проблем с принудительным трудом в Синьцзяне, что играет ключевую роль в стабилизации цепочки поставок американских компаний по производству текстильной одежды. Более экономически процветающий Узбекистан, интегрированный в мировую экономику, еще больше улучшит ситуацию в области прав человека в стране, укрепит региональную безопасность и защитит Центральную Азию от нежелательного российского и китайского вторжения.

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал