Курсы валют от 04/10/2024
$1 – 12741.02
UZS – -0,13%
€1 – 14062.26
UZS – -0,45%
₽1 – 134.38
UZS – -0,5%
Поиск
Экономика 07/12/2021 Эксперты оценили перспективные проекты Узбекистана и Казахстана в транспортно-коммуникационной сфере
Эксперты оценили перспективные проекты Узбекистана и Казахстана в транспортно-коммуникационной сфере

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Взаимодействие Узбекистана и Казахстана в транзитно-транспортной сфере имеет большие перспективы, намечена реализация новых крупных совместных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры, модернизации автомобильных пунктов пропуска. Формируется благоприятная тарифная политика для провоза грузов. 

Растут показатели грузоперевозок, только за 2020 г. объём железнодорожных перевозок между Узбекистаном и Казахстаном составил 21 млн тонн и вырос на 19%, по сравнению с 2019 г.

Как отметил Президент Узбекистана: «Исходя из геостратегического положения наших стран важным направлением взаимодействия является транспортно-логистическая сфера. Речь идёт о таких важных проектах, как строительство автомобильной и железной дороги «Учкудук – Кызылорда», а также о запуске высокоскоростного железнодорожного сообщения по маршруту «Туркестан – Шымкент – Ташкент».

Подписанный, в ходе визита Президента Узбекистана в Казахстан «План Совместных действий по реализации проекта строительства автомобильной и железной дорог Кызылорда-Учкудук на 2021-2025 гг.» имеет серьёзные перспективы в силу следующих обстоятельств. 

Во-первых, граница Казахстана с Узбекистаном тянется на 2351 км, почти треть её проходит по Кызылординской области, которая граничит с промышленной Навоийской областью Узбекистана и Республикой Каракалпакстан. Однако между казахстанской областью и соседними регионами Узбекистана отсутствуют какие-либо дороги или пропускные пункты.

В настоящее время для того, чтобы проехать из г. Учкудука в г. Кызылорду, придётся по существующим дорогам преодолеть расстояние свыше 1300 км и затратить на путь около суток, тогда как новая дорога сократит расстояние и время почти в 3-3,5 раза.

Во-вторых, открытие новой дороги придаст мультипликативный эффект за счёт развития придорожной инфраструктуры, поскольку она повысит связанность территорий соседних республик, снизит транспортные издержки, увеличит мобильность труда и капитала, расширит границу их рынков, позволит усилить инвестиционную привлекательность с одной стороны Кызылординской области Казахстана, с другой Навоийской области и Республики Каракалпакстан.

В-третьих, регионы смогут напрямую торговать между собой. К примеру, в Каракалпакстане действует Устюртский газохимический комплекс, который выпускает полиэтилен и пропилен, в то время как данные продукты предприниматели Кызылординской области закупают из Татарстана, который логистически им сегодня ближе.

Кроме того, развитие проекта «Учкудук – Кызылорда» позволит расширить сеть маршрутов и соединить центр Казахстана, Урал и Сибирь с Узбекистаном. В свою очередь, для Казахстана реализация подобных проектов отрывает альтернативные и экономически эффективные маршруты в южные регионы Кыргызстана, Согдийскую область Таджикистана и северные провинции Афганистана.

Другой проект по строительству высокоскоростной магистрали «Туркестан – Шымкент – Ташкент», позволит увеличить пропускную способность пассажиропотока. 

По прогнозам Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан пассажирооборот может составить 1,9 млн пассажиров в год (при движении 5 пар высокоскоростных поездов).

Как представляется, данный проект подстегнёт развитие взаимных туристических поездок между странами (экотуризм, зиёрат-туризм), расширит контакты между деловыми кругами и послужит в целом развитию двустороннего и регионального сотрудничества. 

В целом, развитие сети транспортно-коммуникационных маршрутов между Казахстаном и Узбекистаном, а также другими странами региона окажет благотворное влияние на развитие Центральной Азии и ускорит её интеграцию в систему мирохозяйственных связей Евразийского континента.

Ведущие научные сотрудники Малков Сергей и Тохиров Азамат, Международный институт Центральной Азии

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал