Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – В акционерном обществе «Узбекистон темир йуллари» уделяется повышенное внимание содержанию, диагностике и ремонту железнодорожных путей. В первую очередь это обеспечивает безопасное и бесперебойное движение поездов, что является одной из главных задач Общества.
Как известно, железнодорожные пути функционируют в определённых, порою сложных условиях – климатических и погодных, под воздействием нагрузки подвижных составов, вследствие чего рельсы отступают от норм их содержания. В целях организации безопасного и бесперебойного движения пассажирских и грузовых поездов регулярно организовывается должное текущее содержание пути и своевременное производство ремонта дорог в высоком качестве. За этим стоит кропотливый труд железнодорожников. В АО «Узбекистон темир йуллари» за ремонт и содержание путей ответственно Управление путевого хозяйства.
Работы по текущему содержанию пути выполняются в плановом порядке. Они планируются на основе анализа результатов полумесячных осмотров пути, сооружений и устройств с учётом сезонных особенностей работы пути. Планирование работ направляет усилия путейцев, занятых на текущем содержании, на предупреждение появления неисправностей в пути и сооружениях.
При этом важно сочетать постоянный надзор и систематические осмотры пути с планированием и производством работ, заинтересованность рабочих бригад по текущему содержанию пути не столько в количестве, сколько в качестве выполняемых работ. Всё это и будет гарантией продолжительной устойчивости и надёжности пути.
– Правильная эксплуатация позволяет предупредить дефект и отступления от норм, возникающие при использовании железнодорожных путей, – говорит начальник управления путевого хозяйства Э.Умматов. – Нашей главной задачей в их содержании является устранение неполадок на её начальных этапах, что позволит нам обходиться без капитального ремонта, сохраняя железнодорожные пути в надлежащем для эксплуатации состоянии.
Стоит отметить, что ремонт и текущее содержание пути осуществляют с помощью ряда высокопроизводительных путевых машин, обеспечивающих комплексную механизацию путевых работ.
На железной дороге чаще всего используются вагоны – лаборатории. У каждой лаборатории специфическая задача по выполнению диагностики состояния пути или выявлению дефектов и изломов на железной дороге. В распоряжении АО «Узбекистон темир йуллари» имеется ряд таких лабораторий на рельсах.
В настоящее время диагностика путей проводится с помощью диагностического вагона лаборатории. Данный диагностический комплекс был построен в 2021 году на базе пассажирского вагона производства предприятия АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов», входящее в состав АО «Узбекистон темир йуллари». Диагностический вагон предназначен для решения задач расширенного контроля состояния технических объектов железнодорожной инфраструктуры.
Стоит отметить, что данный диагностический комплекс – уникальная техника, которая проводит аналитическую обработку о состоянии железнодорожного пути, габаритов приближения строений, мостов, тоннелей, междупутного расстояния и динамики взаимодействия пути и подвижного состава. Вагон оснащен видеонаблюдением железнодорожного пути, а также видеоконтроль рельсов и рельсовых скреплений. Наряду с новым вагоном используется диагностический вагон – лаборатория №106 и путеизмерительный вагон №006.
Далее, один из главных помощников в проведении диагностики и ремонта железной дороги – это Вагон – дефектоскоп №507. Вагон – дефектоскоп также как диагностический вагон построен в 2021 году на базе пассажирского вагона производства АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов».
В отличие от диагностического вагона-лаборатории, в вагоне-дефектоскопе предусмотрен неразрушающий контроль и также имеется видеоизмерительная система. Неразрушающий контроль исполнен двумя методами ультразвуковой и магнитной. Осуществляет комплексный достоверный контроль до 600 км рельсового пути за один проезд при скоростях до 60 км/ч на базе 3-х измерительных систем. Дефектоскоп оснащен 4 цветными камерами (по 2 на каждый рельс), 4 обзорными камерами, также с помощью него проводится синхронизация кадров с дефектоскопическими сигналами с точностью до 1 мм. Он легко обнаруживает поверхностные дефекты с измерением их размеров.
– Дефектоскоп стал новым уровнем проведения диагностики железнодорожной магистрали, – говорит начальник управления путевого хозяйства Э.Умматов. – Проводимый им видеомониторинг объектов и воспроизведение четких кадров в любых условиях погоды, значительно упрощает и ускоряет процесс нашей работы. Мы получаем оперативную и высокоточную информацию о состоянии рельсов, их скреплений, стыков и стрелочных переводов.
Стоит отметить, что при работе дефектоскопа на одном из направлений двухпутного перегона, это направление закрывается для движения поездов. При работе дефектоскопа на однопутном перегоне, закрывается весь перегон. Вагон-дефектоскоп и самоходный дефектоскоп оборудованы радиосвязью, для передачи информации о выявленных нарушениях дежурным по станциям, ограничивающим перегон, и конечно, вся информация поступает в дистанции пути. Ведь может потребоваться и немедленная смена рельса с изломом.
Кроме того, каждый дефект должен быть подтвержден вторичным методом контроля, то есть съёмным ручным дефектоскопом. 90% дефектов, обнаруженных вагоном-дефектоскопом, угрожают движению поездов и требуют незамедлительного принятия мер.
Таким образом, текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути. Оно включает в себя изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению. Выполнение вышеперечисленных мероприятий обеспечивает путевая бригада, обслуживающая данный участок.
Стоит отметить, что широкое применение высокопроизводительных путевых машин и ресурсосберегающих технологий повышает технический уровень и надёжность пути, обеспечивая её стабильность. С этой целью для решения поставленных задач по обновлению инфраструктуры АО «Узбекистон темир йуллари» применяет новые технологии в деле ремонта путей. В частности, для проведения выправки и рихтовки железной дороги.
Внедрение этих современных достижений науки и техники – залог развития и совершенствования путевого хозяйства АО «Узбекистон темир йуллари». Мощный и долговечный железнодорожный путь, высокоэффективная система его технического обслуживания, включающая надежный мониторинг состояния пути и систему информационного обеспечения путевого хозяйства являются основополагающими факторами бесперебойной и эффективной работы железнодорожного транспорта.