Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Такой оценкой перспектив развития ситуации в Афганистане, поделился заместитель директора Международного института Центральной Азии (МИЦА) Бахтиёр Мустафаев в ходе участия в специальной сессии по Афганистану XIII Конвента Российской ассоциации международных исследований, которая состоялась 15 октября т.г. в МГИМО.
Географическое расположение Афганистана играет стратегически важную роль в развитии трансрегиональных экономических, транспортных и других инфраструктурных проектов. В частности, Афганистан может внести весомый вклад в продвижение трансрегиональной взаимосвязанности между ЦА и ЮА. Афганистан является естественным мостом между Евразией и Южной Азией, а также между Восточной и Западной Азией.
Вместе с тем, сохраняющиеся проблемы, связанные с безопасностью в Афганистане, сдерживают реализацию каких-либо проектов в сфере экономики, транспорта и энергетики.
Ситуация усугубляется затяжным процессом формирования легитимного и дееспособного правительства. Важно понять, что в Афганистане сформировалась новая реальность и приход к власти талибов это уже свершившийся факт. Талибы сегодня являются единственной силой в Афганистане, которая имеет наибольший контроль над военно-политической и экономической ситуацией в стране, что обуславливает необходимость установления контактов с ними. При этом диалог не должен рассматриваться в качестве официального признания. Официальное признание должно быть соразмерным выполнению талибами требований международного сообщества.
Изоляция Афганистана вновь создаст условия для превращения страны в источник вызовов и угроз. Без политических контактов и экономических связей Афганистана с внешним миром невозможно восстановить государственность и экономику.
В данном контексте обращают на себя внимание следующие факторы:
Первое, игнорирование действующих властей Афганистана будет способствовать дальнейшей эскалации ситуации в стране - возникновению гуманитарного кризиса, активизации деятельности террористических организаций, началу новой гражданской войны, формированию различных групп стран по интересам, что отдалит достижение мира в Афганистане.
Так, по данным Совета Безопасности ООН, в настоящее время в стране действуют 22 из 28 международных террористических группировок, в том числе «ИГ», «Аль-Каида», «Исламское движение Восточного Туркестана»
Второе, обеспечение долгосрочного и устойчивого мира в Афганистане зависит от формирования инклюзивного политического процесса, достижения общенационального согласия в Афганистане.
Сегодня в этой стране проживают более 38 млн. человек, при этом более 50% из них составляют представители этнических меньшинств – таджики, узбеки, туркмены, хазарейцы, от 10 до 15% населения – мусульмане-шииты, есть представители других конфессий.
Третье, важное значение имеет продолжение экономического содействия Афганистану. Ни для кого не секрет, что более 70% афганского бюджета (11 млрд. долл.) формируется за счет внешних финансовых средств. Согласно данным ООН, к настоящему времени более 70% населения Афганистана (27,3 млн. чел. из 38 млн.) проживает в нищете.
Дальнейшее ухудшение социальной-экономической ситуации в Афганистане создаст благоприятные условия для пополнения рядов различных экстремистских и террористических организаций.
В этой связи, несмотря на вывод коалиционных войск из Афганистана, международное сообщество должно продолжить социально-экономическое содействие Афганистану. Обращение к афганскому вопросу по остаточному принципу нивелируют все достижения, достигнутые за последнее 20 лет.
Четвертое, контроль над вооружением, которое оказалось в распоряжении талибов. По данным американского специального генерального инспектора по вопросам восстановления Афганистана (SIGAR) с 2001 г. США предоставили афганским силам безопасности вооружение и военной техники на сумму около $83 млрд. По официальным данным в руках талибов оказались 65 самолётов, 110 вертолётов, 75 тыс. боевых машин, 600 тыс. ед. стрелкового оружия, 64 тыс. пулемётов и 176 артиллерийских орудий.
Пятое, отсутствие достаточной координации подходов и позиций региональных стран и мировых держав в отношение талибов. Более того, попытки региональных стран обезопасить себя посредством укрепления собственных границ дадут лишь ограниченный и краткосрочный эффект.
В данном контексте, обращают на себя внимание предложения и инициативы Президента Узбекистана, озвученные в ходе заседания совета глав государств ШОС (сентябрь 2021г.). В частности, Ш.Мирзиёев подчеркнул необходимость выработки согласованных подходов относительно ситуации в Афганистане, что создаст мощный фундамент для достижения мира и стабильности в это стране.
Во-первых, скорейшее урегулирование ситуации в Афганистане открывает новые стратегические возможности для реализации крупных экономических, транспортных и энергетических проектов, бенефициарами которых станут все страны, вовлеченные в решение афганского кризиса, без исключения.
В частности, реализация инфраструктурных проектов позволит Афганистану: 1) привлечь существенные инвестиции в инфраструктурные и высокотехнологичные проекты и обеспечить рост экономики; 2) раскрыть потенциал добывающей отрасли, широко использовать имеющиеся ресурсы полезных ископаемых; 3) создать новые рабочие места; 4) повысить транспортно-транзитный потенциал.
К примеру, несмотря на то, что Афганистан в 2016 г. официально присоединился к ОПОП, а через год стал членом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, в силу внутренней ситуации в Афганистане в рамках ОПОП не были запущены какие-либо инфраструктурные проекты. Хотя в рамках инициативы «Один пояс - один путь» 165 странами реализованы 13 тыс. проектов общей стоимостью свыше 843 млрд. долл.
По данным Всемирного банка, реализация инициативы ОПОП может увеличить глобальную торговлю на 6,2%, торговлю среди стран-участников на 9,7%, а для стран с низким уровнем дохода увеличит прямые иностранные инвестиции до 7,6%.
Во-вторых, мир в Афганистане будет способствовать укреплению трансрегиональной взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией. В частности, страны ЦА получат доступ к возрастающему потребительскому рынку Южной Азии с населением 1,9 млрд. человек и ВВП 3,5 трлн. долл. Товарооборот стран ЦА и Южной Азии не соответствуют имеющемуся потенциалу двух регионов.
К примеру, по итогам 2020 года суммарный товарооборот стран ЦА со странами Южной Азии составил 4,4 млрд. долл. или 3,2% от их общего внешнеторгового оборота (142,6 млрд. долл.).
Появится реальная возможность соединить сухопутным маршрутом Центральную и Южную Азию. В частности, при полной реализации проекта железной дороги «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар», инициированной Узбекистаном, на транспортировку товаров из Узбекистана в Пакистан придется тратить не 35 дней, а всего 3-5 дней. Согласно прогнозным оценкам, расходы на перевозку контейнера от Ташкента до Карачи ориентировочно составят
1400-1600 долларов, тогда как по уже используемому маршруту «Ташкент-Бандар-аббас» – 2600-3000 долларов.
Более того, открываются новые возможности практической реализации таких региональных проектов как ТАПИ и CASA-1000.
В-третьих, урегулирование ситуации в Афганистане позволит повысить эффективность крупных транспортных проектов, которые являются важным фактором консолидации усилий международного сообщества. В частности, появится возможность практической реализации транспортных проектов по маршруту: 1) Китай – Центральная Азия – Россия – Европа; 2) Китай – Центральная и Западная Азия – Персидский Залив и Средиземное море; 3) Китай – Юго-Восточная Азия – Южная Азия – Индийский океан.
Это позволит создать разветвленную транспортную систему в Евразии, которая сократит сроки доставки грузов из Китая в Европу до десяти дней по сравнению с нынешним сроком доставки контейнерных грузов морским путем из Китая в Европу в 45-60.
В целом, Афганистан является важной составляющей не только региональной, но и международной безопасности. Несмотря на сохраняющуюся сложную ситуацию, Афганистан может стать пространством добрососедства, взаимопонимания и доверия, зоной разностороннего прогресса.