Курсы валют от 30/10/2024
$1 – 12784.97
UZS – -0,08%
€1 – 13830.78
UZS – -0,04%
₽1 – 131.45
UZS – -0,24%
Поиск
Экономика 24/09/2021 Управляющий директор IFC Махтар Диоп подтвердил готовность к усилению поддержки IFC во время своего первого визита в Узбекистан
Управляющий директор IFC Махтар Диоп подтвердил готовность к усилению поддержки IFC во время своего первого визита в Узбекистан

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Управляющий директор IFC Махтар Диоп в сентябре 2021 года посетил Узбекистан и провел переговоры с официальными лицами страны. По итогам визита Махтар Диоп дал интервью.

В. Это ваш первый официальный визит в Узбекистан в качестве управляющего директора IFC. Каковы ваши первые впечатления о стране?

Я очень рад посетить эту красивую и динамично развивающуюся страну. На самом деле, Узбекистан - первая страна в Центральной Азии, которую я посещаю, и я хотел бы поблагодарить правительство и народ Узбекистана за теплый прием и оказанное мне в Ташкенте гостеприимство.

Мои первые впечатления самые положительные: Узбекистан быстро трансформируется в открытый, инклюзивный рынок, где частный сектор помогает создавать рабочие места, развивать инфраструктуру и услуги, а также расширять доступ к финансам и предпринимательству. Несмотря на связанные с пандемией проблемы, из моих встреч с представителями правительственных структур, включая Главу государства, очевидно, что руководство страны активно реализует объявленную программу реформ. Со своей стороны, мы приветствуем эти широкомасштабные реформы, призванные стимулировать экономику Узбекистана, и готовы продолжать содействие в их реализации, расширяя наши инвестиционные и консультационные программы в стране. Мы намерены помочь компаниям развиваться и внедрять инновации, увеличить финансирование малого и среднего бизнеса (МСБ) и предприятий, принадлежащих женщинам, тем самым обеспечивая создание рабочих мест. Также мы помогаем развивать инфраструктуру, особенно энергетическую систему, помогая Узбекистану достичь своей цели и войти в число стран с высоким уровнем дохода.

В. Какие вопросы двустороннего сотрудничества обсуждались во время встреч с высокопоставленными должностными лицами страны?

Во-первых, я рад отметить, что на всех встречах громко и ясно звучала основная мысль: благодаря стратегическим рыночным реформам двери Узбекистана теперь открыты для всего мира. Тем не менее, правительство должно продолжать уделять внимание таким важным вопросам, как снижение роли государства в экономике, развитие инфраструктуры, расширение услуг на базе технологий и дальнейшее улучшение инвестиционного климата.

Дальнейшие реформы в ключевых секторах, таких как сельское хозяйство, энергетика, финансовый сектор и химическая промышленность, помогут преодолеть негативные последствия пандемии COVID-19.

Также обсуждался вопрос о том, каким образом частный сектор может активнее способствовать тому, чтобы переход Узбекистана к инклюзивной экономике был экологичным и устойчивым. IFC будет и далее будет поддерживать правительство в постепенной декарбонизации экономики и содействовать реализации зеленых инициатив и технологий для уменьшения последствий изменения климата, сохраняя при этом экономический рост и создавая рабочие места.

В. Не могли бы вы немного рассказать о стратегии IFC в Узбекистане, особенно с учетом проводимых правительством реформ?

В Узбекистане мы сосредоточили свои усилия на четырех ключевых областях: создание возможностей для работы рынка; повышение инклюзивности за счет улучшения здравоохранения и доступа к финансам; большая региональная и глобальная интеграция экономики страны; и повышение устойчивости.

Вместе со Всемирным банком мы работаем над расширением участия частного сектора в ключевых областях, таких как банковский сектор и химическая промышленность. Мы также поддерживаем правительство в реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных секторах, включая энергетику, здравоохранение и образование.

Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии, особенно уязвим перед изменением климата. Более высокие температуры и меньшее количество осадков повысят потребность в воде и сократят ресурсы воды, а также отрицательно скажутся на спросе и предложении сельскохозяйственной продукции и энергии в будущем. Несмотря на то, что энергоемкость Узбекистана снизилась примерно на 45 процентов за последние 15 лет, страна остается одной из самых энергозатратных в мире.

Вот почему мы делаем упор на поддержку экологически устойчивых проектов, таких как возобновляемые источники энергии. Мы планируем усилить нашу деятельность в этом направлении, поскольку устойчивое развитие является приоритетом для IFC.

В. Каким образом IFC сотрудничает с Узбекистаном в развитии возобновляемых источников энергии и содействии его переходу к зеленой экономике?

Узбекистан обладает большим потенциалом для возобновляемых источников энергии, а именно гидро-, солнечной и ветряной энергетики. Этого потенциала достаточно, чтобы удовлетворить растущие потребности страны в энергии и обеспечить переход к экономике, работающей на чистой энергии. Однако, за исключением гидроэнергетики, фактическое производство возобновляемой энергии остается чрезвычайно низким.

С 2018 года вместе со Всемирным банком мы оказываем консультационную поддержку правительству Узбекистана по вопросу открытия энергетического сектора для частных инвестиций путем реализации проектов ГЧП. Например, IFC помогла правительству в проведении первого тендера на производство солнечной энергии в Узбекистане, в результате которого были установлены конкурентоспособные цены на возобновляемые источники энергии. Мы также предоставили долгосрочное финансирование для строительства первой частной солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100-мегаватт в Навоийской области. Этот новаторский проект выполнен в рамках глобальной Программы Группы Всемирного банка «Масштабирование солнечной энергии» (Scaling Solar), представляющий собой «единое окно» для содействия правительствам в реализации проектов с привлечением частного финансирования для производства солнечной энергии по конкурентоспособным тарифам. Кроме того, проект является первым в стране по многим параметрам: первый проект в области возобновляемой энергетики в Узбекистане; первый в стране проект ГЧП по солнечной энергетике, исполнители которого были определены на конкурсной основе, и структурированный в рамках Программы Группы Всемирного банка «Масштабирование солнечной энергии» за пределами Африки; первый проект ГЧП, финансируемый IFC и получивший банковскую гарантию Всемирного банка. 

После успешного завершения тендера на строительство солнечной электростанции в Навоийской области, в феврале 2020 года Правительство Узбекистана, при поддержке IFC, объявило следующий тендер на строительство еще двух солнечных электростанций мощностью по ~ 200 МВт каждая, - в Самаркандской и Джизакской областях. В мае этого года Узбекистан объявил победителей тендера в рамках этих проектов, которые вскоре добавят более 400 мегаватт мощностей по производству чистой возобновляемой энергии в энергетический баланс страны.

Мы уверены, что эти результаты побудят больше инвесторов участвовать в проектах ГЧП в области возобновляемых источников энергии. Мы видим большой потенциал для увеличения доли возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии. Правительство может рассчитывать на нас как на надежного партнера по разработке разнообразных решений в сфере возобновляемых источников энергии, направленных на бесперебойное обеспечение будущих поколений электричеством. Совместно с нашими партнерами в правительстве мы уже работаем над тендерами на дополнительные три фотоэлектрические солнечные электростанции мощностью до 500 мегаватт.  

Мы намерены и в дальнейшем продолжать поддерживать энергетический сектор Узбекистана, в частности, путем финансирования ветроэнергетики, производства чистой энергии из традиционных источников и других решений в области экологически чистой энергетики.

В. Вы упомянули проекты ГЧП. Не могли бы вы подробнее рассказать о ГЧП в Узбекистане?

Государственно-частные партнерства, или ГЧП, являются важным инструментом, который использует опыт и ресурсы частного сектора для оказания государственных услуг или управления государственными активами. Предоставляя глобальный опыт в области ГЧП, мы помогаем правительству выявлять, структурировать и обеспечить прозрачную реализацию проектов ГЧП на конкурентной основе.

Помимо нашей поддержки проектам ГЧП в энергетическом секторе, мы помогли правительству в реализации первого в стране проекта ГЧП в сфере здравоохранения. Соглашение было подписано в декабре прошлого года. Компания “Nephroplus” профинансирует и построит четыре диализные клиники, а также оснастит и обучит медицинский и технический персонал для оказания жизненно важных диализных услуг пациентам в городе Ташкент, Республике Каракалпакстан и Хорезмской области. 

Кроме того, мы помогаем реализовать два новых проекта ГЧП в сфере здравоохранения. Первый проект поможет усовершенствовать и модернизировать государственные больницы и улучшить клинические результаты путем создания современной многопрофильной больницы, которая привлечет около 100 миллионов долларов США частных инвестиций. Второй проект — это проект по финансированию, строительству, оснащению и обучению медицинского персонала и предоставлению услуг лучевой терапии онкологическим больным в трех областях Узбекистана, который принесет не менее 45 миллионов долларов США частных инвестиций.

В. В заключение, не могли бы вы поделиться своими мыслями о процессе приватизации в Узбекистане?

Государственные предприятия все еще производят более половины ВВП Узбекистана, поэтому мы поддерживаем правительства в проведении жизненно важной для дальнейшего развития страны приватизации.

В банковском секторе на долю государственных банков приходится 83% всех активов. Такое активное участие государственного сектора искажает рынок. В 2016 году правительство обратилось к IFC с просьбой оказать содействие в подготовке к приватизации нескольких государственных банков. Мы начали сотрудничать с АКИБ «Ипотека-банк» в 2017 году, предоставив консультационные услуги по его предварительной приватизации. Наша совместная деятельность привела к существенным преобразованиям, а пред-приватизационная трансформация Банка стала моделью для последующей работы. В прошлом году IFC предоставила банку инвестиции в размере 35 миллионов долларов США для увеличения кредитования малых предприятий и поддержки приватизации банка.

Кроме того, во время моего визита мы подписали соглашение о предоставлении финансирования IFC АКБ «Узпромстройбанк», чтобы поддержать процесс приватизации банка, а также помочь Банку увеличить кредитование малого бизнеса и климатическое финансирование, на которое будет направлена половина займа IFC. 

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал