Курсы валют от
$1 –
UZS – %
€1 –
UZS – %
₽1 –
UZS – %
Поиск
Узбекистан 14/07/2021 ИПМИ: взаимосвязанность Центральной и Южной Азии – новый тренд экономического развития Евразии
ИПМИ: взаимосвязанность Центральной и Южной Азии – новый тренд экономического развития Евразии

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Совместная экспертная группа из числа сотрудников Института прогнозирования и макроэкономических исследований и АО «Узбекистон темир йуллари» оценили значение Международной конференции: «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая пройдет 15-16 июля 2021 года в Ташкенте.

Инициатива Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева по проведению 15-16 июля текущего года Международной конференции: «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» направлена на развитие и укрепление конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества двух крупных, исторически связанных между собой регионов - Центральной и Южной Азии.

Актуальность проведения Международной конференции.

В ходе заседания планируется рассмотреть состояние и перспективы развития межрегионального сотрудничества в Центральной и Южной Азии, возможности развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности в Центральной и Южной Азии, включая проекты по расширению действующих и строительству новых транспортных коридоров и др .

Рассматривая вопрос практического взаимодействия с региональными партнерами важная и основополагающая роль отводится Афганистану, которая выступает в роли транзитной страны между Центрально-Азиатским и Южным регионом.

Наращивание объемов торговли стран ЦА со странами Южной и Юго-Восточной Азии, невозможно без создания надежных транспортных коридоров, обеспечивающие своевременную доставку грузов.

По мнению отечественных и зарубежных экспертов, проводимое мероприятие позволит выработать конкретные предложения для ускоренного продвижения строительства новой железнодорожной линии (Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар, так называемого «Кабульского коридора») между Пакистаном и Узбекистаном через Афганистан, которая имеет стратегически важное значение для стран двух регионов в развитии внешней торговли.

Проблемы взаимодействия Центральной Южной и Юго-Восточной Азии

Страны Центральной Азии не имеют прямого доступа к морским перевозкам и тем самым отрезаны от наиболее дешевого вида транспортных путей, в связи с этим, развитие транспортных коммуникаций региона остается одной из ключевых проблем.

В практике формирования международных транспортных коридоров существует ряд проблем, основным из которых является несоответствие нормативно-правовых основ различных стран – участниц перевозочного процесса:

-  отсутствие единого стандарта перевозочного документа;

- различные технические стандарты – отсутствие унифицированной железнодорожной колеи на всем пути следования.

Необходимость развития сухопутных трансконтинентальных торговых маршрутов объясняется в следующем:

- исчерпанностью пропускной способности Суэцкого канала. Недавняя блокировка Суэцкого канала показала важность продвижения альтернативных транспортных коридоров и вызвало вопросы в экспертном сообществе о рисках чрезмерной зависимости мира от данного маршрута ;

- загруженности главных мировых портов Евразии;

- динамичное развитие экономик Западного Китая, Индии и Пакистана.

В свою очередь Россия успешно развивает свой проект в регионе путём формирования транспортного коридора Север – Юг (ЕС – Россия – Индия). Транспортный коридор призван обеспечить связь между странами Балтии и Индией через Иран. Основными преимуществами транспортного коридора «Север — Юг» перед морскими маршрутами являются: сокращение в два и более раза расстояния перевозок (7200 км) и снижение стоимости перевозки контейнеров в сравнении с морскими. Коридор формируется по маршрутам:

-Россия – Казахстан – Туркменистан – порты Ирана – порты Пакистана – порты Индии;

-Россия – порты Каспийского моря – порты Ирана – порты Пакистана – порты Индии;

-Россия – Азербайджан– Иран – порты Ирана – порты Пакистана – порты Индии.

При реализации строительства железнодорожной линии Герат – Кандагар – Кветта (Афганистан), маршрут может служить альтернативой для соединения России с Индией по существующим коридорам Север – Юг:

- Россия–Казахстан–Туркменистан–Иран–Афганистан–Пакистан– Индия;

- Россия–Кавказ–Иран–Афганистан–Пакистан–Индия;

- Россия–порты Каспийского моря– Иран–Афганистан–Пакистан–Индия.

Маршрут через Кабульский коридор Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – порты Пакистана – порты Индии, может служить конкурентной альтернативой, так как на 500 – 600 км короче, чем действующие маршруты коридора Север – Юг.

Оценки незадействованного потенциала стран Центральной и Южной Азии

Центрально-азиатский регион на сегодняшний день имеет огромный незадействованный экспортный и транзитный потенциал, который при его использовании в будущем, может позволить увеличить товарооборот между крупными регионами Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, Россией и Европой за счет реализации крупных транспортных проектов.

Азиатский банк развития (АБР) прогнозирует рост развивающихся экономик Азии в среднем на 7,3% в 2021 году, несмотря на сохраняющуюся угрозу коронавируса. Экспертами отмечается, что оптимистичный прогноз связан с надеждами на восстановление мировой экономики, а также с прогрессом в деле распространения вакцин. АБР ожидает рост ВВП Китая на 8,1%, а также рост ВВП Индии на 11% в 2021 году.

Согласно докладу международной консалтинговой кампании BCG «Investing in Central Asia: one region, many opportunities» («Инвестиции в Центральную Азию: один регион-множество возможностей») от 2018 г., потенциал ЦА по привлечению прямых иностранных инвестиций в течение следующих 10 лет оценивается в объеме до 170 млрд. долл. США, в том числе 40-70 млрд.долл. в несырьевые отрасли.

По прогнозам отечественных экспертов, к 2025 году объем перевозок между Индией, Пакистаном и европейскими странами при даже самом небольшом гипотетическом перераспределении (3%) части грузопотока с действующего морского коридора Индия – Пакистан-ЕС и обратно на маршрут Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар составит 5,5 млн. тонн. Доходы от перевозки транзитных грузов по железным дорогам Узбекистана ожидаются к 2025 году в размере 595 млн. долларов США.

Транзит в 2020 году

Максимальное задействование железнодорожного транспорта в перевозках грузов в период пандемии в 2020 г. привело к существенному расширению географии международных перевозок Узбекистана и показало огромный потенциал, над которым необходимо работать и развивать на постоянной основе, разрабатывая практические мероприятия по повышению транзитного потенциала республики.

 В результате активных мер руководства, в 2020 году объем международных перевозок на железнодорожном транспорте составил 40 млн тонн (42 % от общего объема перевозок по железной дороге).

Объем транзитных грузов, перевозимых по железной дороге Узбекистана, за последние несколько лет впервые достиг значения 2013 года – до 8,2 млн тонн (с 2013 по 2019 гг. среднегодовой объем составлял 7,7 млн.тонн) с активизацией работы по формированию транспортных выгодных для республики коридоров.

Особую роль играет рост объемов транзита нефтепродуктов из Туркменистана назначением в Афганистан (461%), а также из России назначением в Таджикистан (123%). Кроме этого, значительно увеличился транзит продуктов перемола из Казахстана назначением в Афганистан (116%). Также росту транзитных перевозок способствовали соглашения о тарифных преференциях, заключенных между странами участниками «Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия» и Турция. Данное соглашение было подписано в ходе встреч руководителей железных дорог пяти стран – Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан в Ташкенте 19-20 декабря 2019 года. В рамках встречи участники договорились развивать международный мультимодальный маршрут «Страны АТР – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Европа» и обратно, с выработкой единых подходов по ускоренному пропуску контейнерных поездов и применении унифицированных, конкурентоспособных тарифов.

В результате договорённостей по участкам мультимодального маршрута с начала 2020 года перевезено более тысячи контейнеров.

Перспективы взаимодействия с Юго-Восточной Азией

В настоящее время 93% всех грузов из/в КНР в/из Европу, из/в Индии в/из Европу 96% перевозятся морским транспортом. Взаимный торговый оборот двух наиболее экономически продвинутых стран Юго-Восточной Азии – Индии и Пакистана со странами ЕС показывает стабильный рост, что приводит к появлению спроса на альтернативные виды транспорта: авиа-, авто- и железнодорожный. Вступление этих стран в 2017 году в полноправные члены ШОС способствует поиску решений, направленных на развитие международного товарооборота.

В своём послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев поставил задачу довести «транзитный потенциал нашей страны с нынешних 7 миллионов тонн до 16 миллионов тонн в год».

Таким образом, поиск других альтернативных сухопутных маршрутов, по которым можно доставлять грузы в Европу и в обратном направлении является актуальной задачей.

Проект строительства железнодорожной линии «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» является логическим продолжением построенной железной дороги «Хайратон – Мазари­Шариф», которая позволит сформировать новый и кратчайший транзитный коридор с выходом на пакистанские и индийские железные дороги, а также к портам Аравийского моря (Гвадар, Карачи, Мумбаи и др.).

Создавая единую железнодорожную инфраструктуру стран СНГ со странами Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш), этот проект позволяет без дополнительных расходов обеспечить скорейшую транспортировку грузов по коридору «Север-Юг», соединяя крупнейшие рынки Южной Азии с рынками стран СНГ и Европы.

Хронология развития «Кабульского коридора»

Перечислим основные события, связанные с достигнутыми результатами по формированию «Кабульского коридора».

20 сентября 2018 г. на Международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», впервые были представлены научно обоснованные результаты исследований и преимуществ формирования «Кабульского коридора» .

3-4 декабря 2018 года в Ташкенте состоялась многосторонняя встреча руководителей железнодорожных администраций России, Казахстана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана . По результатам встречи был подписан Протокол о создании совместной рабочей группы и финансового консорциума между железнодорожными администрациями Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана. Председательство было делегировано узбекской стороне.

В марте и сентябре 2019 года в Ташкенте прошла первая и вторая  встречи многосторонней Рабочей группы по строительству транзитных железнодорожных линий через Афганистан.

В феврале 2020 года при поддержке Всемирного Банка в Ташкенте состоялось Первое заседание Транспортной платформы Центральная Азия - Южная Азия, с участием делегации Афганистана, Таджикистана, Пакистана, Узбекистана и др.  При этом Всемирный Банк отметил, что маршрут «Пешавар – Кабул – Мазари-Шариф» является перекрестком перспективных маршрутов Пакистана, соединяющих Индийский Океан со странами Центральной Азии, Китаем, Россией, Кавказом и Европейским Союзом.

В феврале 2021 года состоялись узбекско-афганско-пакистанские переговоры на высшем уровне с участием руководителей ключевых международных финансовых институтов. По итогам переговоров утверждена «Дорожная карта» по строительству железной дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» протяженностью около 600 км .

В период 13-17 марта 2021 г. делегация Республики Узбекистан посетила Исламскую Республику Пакистан с целью изучения инфраструктуры пакистанских портов «Касим», «Карачи» и «Гвадар» и организации двусторонних переговоров.

Достигнута договоренность активизировать работу по эффективному использованию маршрута Узбекистан – Афганистан – Пакистан с использованием портов Пакистана.

В мае 2021 г. Всемирный банк выразил готовность поддержать проект строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», в частности, выделить финансирование на полевые исследования и оказать содействие в разработке проектно-сметной документации. Проект железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» оценивается в 5 млрд долларов. Он предполагает строительство магистрали протяженностью 573 км и транзитным потенциалом до 20 миллионов тонн грузов в год.

Строительство новой железнодорожной линии вызывает интерес России, стран ЕС и др. стран, для продвижения Евразийского экономического пространства на юг и увеличению транзитных перевозок. Так, в мае 2021 г. на встрече с главой «Российских железных дорог» отдельно рассмотрен вопрос совместного продвижения проекта строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул - Пешавар» с привлечением международных финансовых институтов. Достигнута договоренность об участии РЖД в проведении работ по всесторонней подготовке проекта, включая разработку технической документации, и скорейшем начале строительства.

Выводы

Взаимный торговый оборот двух наиболее экономически продвинутых стран Юго-Восточной Азии – Индии и Пакистана со странами ЕС (товарооборот Индия – ЕС за 2019 г. – 37 млн.тонн, за 2020 г. - 24,5 млн.тонн; Пакистан-ЕС – за 2019 г.- 6,3 млн.тонн, 2020 г.- 5,9 млн.тонн ) показывает стабильный рост, что приводит к появлению спроса на альтернативные виды транспорта: авиа-, авто- и железнодорожный. Для сравнения – в 2019 г. товарооборот Узбекистан – Индия и Пакистан составил 72 тыс.тонн , что говорит о большом потенциале развития регионов.

Наряду с этим необходимо отметить, что в 2017 году Индия и Пакистан стали полноправными членами ШОС.

Развитие транспортных коридоров по территории ЦА приводящее к формированию единой транспортной системы служит толчком к поиску дополнительных выходов на международные рынки Юго-Восточной Азии.

Китай и Индия, на протяжении долгого времени заинтересованы в выходе по кратчайшим сухопутным дорогам в Европу. Кроме этого, сегодня эти две великие страны не связаны между собой железнодорожным транспортом, в Китае экономически и промышленно развивается именно западная часть вблизи города Кашгар, а также железные дороги Индии не имеют выхода к железным дорогам ЦА и др. регионов.

Благоприятное географическое положение Узбекистана позволяет беспрепятственно осуществлять внешнеторговые перевозки по альтернативным маршрутам. В этих условиях возникает необходимость использования альтернативных транспортных коридоров в Юго-Восточную и Восточную Азию: «Кабульский коридор» (Узбекистан – Афганистан – Пакистан) и Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

В целях повышения конкурентоспособности отечественных коридоров и переориентации транзитных грузов с альтернативных на отечественные железные дороги, экспертами предлагается скорейшее формирование коридоров:

Узбекистан – Афганистан – Пакистан и Китай – Кыргызстан – Узбекистан с организацией автомобильных перевозок грузов по существующим международным автомобильным дорогам из Кашгара (Китай) до Андижана (Узбекистан) и Пешавара (Пакистан) до Галабы (Узбекистан) с взиманием тарифа, как за железнодорожные перевозки.

Новый сухопутный транспортный коридор свяжет Евросоюз, Россию, Китай, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее государства Юго-Восточной Азии. Развитие данных маршрутов приведет к увеличению транзитного потенциала стран Центрально-азиатского региона, в том числе Узбекистана, и формированию новых транзитных коридоров: «Индия – Пакистан – Афганистан – Узбекистан – Казахстан – Россия – Беларусь – Евросоюз», «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан – Индия».

Исходя из вышеизложенного, проводимая Международная конференция является логическим продолжением реализуемых в республике мероприятий по развитию транспортно-коммуникационной отрасли и внешней торговли регионов, укреплению межрегиональной взаимосвязанности, а также восстановлении экономики и установлении мира в Афганистане. Это мероприятие будет способствовать детальному обсуждению вопросов, для привлечения бизнес сообщества к реализации проектов.

Современное географическое расположение Узбекистана ставит задачу формирования перспективных транзитных транспортных коридоров. Тем самым Узбекистан в перспективе может стать перекрёстком между Севером – Югом и Западом – Востоком, где вся территория республики и в целом вся ЦА будет рассматриваться как единый крупный логистический хаб – рынок мирового значения.

И уже в ближайшей перспективе при правильно выстроенной Стратегии развития транспортной отрасли, интеграции её с мировой сетью железных и автомобильных дорог будут достигнуты основные показатели в сфере транспорта, как, потенциальное увеличение грузооборота, скорости доставки грузов, объёма транзитных грузов; пассажирооборота и вместе с этим, потока транзитных туристов. А это, в свою очередь, приведет к повышению привлекательности к Центрально-азиатскому региону и конкурентоспособности транспортных маршрутов в регионе за счет дальнейшего роста и развития мультимодальных перевозок.

У.Н. Ибрагимов – к.т.н. (PhD), с.н.с., АО «Узбекистон темир йуллари»

Д.Т. Ибрагимова – Институт прогнозировани макроэкономичесских исследований

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал