Курсы валют от 05/12/2024
$1 – 12813.04
UZS – -0,1%
€1 – 13457.54
UZS – -0,27%
₽1 – 122.60
UZS – 1,34%
Поиск
Экономика 07/05/2021 GSP+: какой должна быть визитная карточка текстильной индустрии Узбекистана
GSP+: какой должна быть визитная карточка текстильной индустрии Узбекистана (фото Аскара Якубова)

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Сегодня 7 мая состоялась текстильная конференция на тему «Новый Узбекистан - новый текстиль: бенефициар GSP+ в ЕС», посвященная развитию отечественной текстильной индустрии и дальнейшему продвижению ее на рынке ЕС при системе GSP+.

Данный форум был организован Ассоциацией «Узтекстильпром» совместно с GIZ, при содействии Посольства Узбекистана в Бельгии и поддержке Агентства по продвижению экспорта.

Решением Европейской Комиссии с 10 апреля для Узбекистана вступила в силу специальная система преференций Европейского союза для устойчивого развития и эффективного управления (GSP+), в которую Узбекистан был принят в качестве страны-бенефициара в рамках Всеобщей схемы преференций (GSP). Применение системы GSP+ предполагает дополнительные возможности для увеличения экспорта текстильной продукции в страны ЕС. По итогам 2020 года экспортировано продукции на сумму 74 миллиона долларов. При применении системы общих льгот (GSP +) по отношению к узбекской текстильной продукции ожидается увеличение экспорта до 142,1 миллионов долларов в 2021 году, и 242,2 миллионов долларов к 2022 году.

Для достижения намеченных результатов Ассоциацией «Узтекстильпром» совместно с международными организациями (GIZ, Gherzi) и предприятиями  отрасли разрабатывается Стратегия продвижения текстильной продукции на рынок ЕС, в связи с чем в Ассоциации внедрен международный независимый эксперт из Германии, в рамках Глобальной программы Немецкого общества по международному сотрудничеству GIZ «Устойчивое развитие и увеличение добавленной стоимости в хлопковой промышленности» и его компонента «Продвижение экспорта и развитие бизнес-инкубатора в модной индустрии».

Основными спикерами форума выступили Посол ЕС в Узбекистане Шарлотта Адриан, Первый заместитель министра инвестиций и внешней торговли Азиз Воитов, председатель Ассоциации «Узтекстильпром» Илхом Хайдаров, Посол Узбекистана в Бельгии Дильёр Хакимов, Заместитель посла Германии в Узбекистане Кристофер Фукс, Глава проекта МОТ «Мониторинг третьей стороной» Йонас Аструп, руководитель группы GSP Hub Виллем Ван Дер Гест, Глава представительства Немецкого общества по международному сотрудничеству GIZ Йорка Пуделька, Амаль Исамухамедов – представитель сертификационной компании Control Union, Генеральный директора выставочной компании Iteca Нигора Хасанова.

Форум организован в гибридной форме, благодаря чему она смогла объединить на одной площадке предприятия текстильной отрасли, предпринимателей, трейдеров из Узбекистана, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Испании, России, Польши, Латвии, Нидерландов.

В качестве бонуса для всех предпринимателей, желающих повысить продажи и выйти на рынок ЕС организован тренинг со основателем бренда Fratelli Casa Шахрухом Каюмовым «Как завоевать рынок ЕС?».

Спикеры и участники форума отметили, что представление Еврокомиссией Узбекистану преференций GSP+ является достижениями реформ, проводимые в Узбекистане за последние годы.  Благодаря GSP+ Узбекистан имеет возможность нарастит объемы экспорта в ЕС в несколько раз, ожидается рост потока инвестиций, торгового обмена между странами. И 27 конвенций, которые были ратифицированы Узбекистаном по условиям ЕС для получателей GSP+, говорит о том, что Узбекистан впредь продолжит реформы в защите прав и свобод человека, свободы слова, гендерного равенства, искоренения всех форм принудительного труда, охраны окружающей среды и экологии.

Стоит обратить внимание, на то, что производителя джинсовых изделий выиграют больше, чем все остальные игроки, ставки для них снижаются с 17 % до 0%.  На сегодня Узбекистан экспортирует более 2,1 миллиарда долларов текстильной продукции в 65 стран мира, из них 74 миллиона долларов приходится на страны ЕС.

До недавнего времени Узбекистан пользовался режимом GSP, позволяющим экспортировать в ЕС 3000 товаров без таможенных пошлин и 3200 позиций — по сниженным ставкам. В рамках статуса GSP таможенные ставки на текстильную продукцию из Узбекистана варьировались от 4 до 12%. В 2020 года экспорт был осуществлен в 16 стран – членов ЕС. Основную долю экспорта занимает пряжа 49,1% (13,5 млн долларов США), ткань 21,9% (6 млн долларов США), трикотаж 16,7% (4,6 млн долларов США), швейные изделия 11% (2,9 млн долларов США), чулочно-носочные изделия 1,3% (0,3 млн долларов США). В тройке лидеров по импорту узбекского текстиля-  Польшу - 56% (15,4 млн долларов), Италию - 19,1% (5,3 млн долларов), Германию - 7,3% (2, 0 млн долларов).

Стоит обратить внимание, что при системе GSP основными импортерами ЕС являются Бангладеш, Индия, Вьетнам, Индонезия, Пакистан, Камбоджа, которые также являются и крупными экспортерами текстиля в мире.

В то же время, по данным Еврокомиссия основной продукцией, которая импортировалось по системе GSP в 2018 является текстиль и готовая продукция.

Узбекистан - первая страна получившая статус GSP+ за последние 5 лет и девятая страна после Армении, Боливии, Кабо-Верде, Кыргызстан, Монголии, Пакистан, Филиппин и Шри-Ланки получивший статус бенефициара GSP+.

Применение системы GSP+ предлагает дополнительные возможности для увеличения торговли между ЕС и Узбекистаном, поскольку будут отменены тарифы на ряд важных экспортных товаров, в рамках GSP+ количество товарных позиций, которые узбекские производители смогут беспошлинно экспортировать в страны ЕС, выросло до 6200. Это вдвое больше, чем было до этого, включая все позиции текстильной продукции, которые составляют более чем 1000 позиций, таких групп как:

52-53 хлопок-пряжа;

54-56 нити, не тканые волокна;

57- ковры;

58-60 ткани, текстильные материалы, полотна;

61-63 готовые текстильные изделия, одежда;

Текстильная промышленность является одной из перспективных отраслей экономики Узбекистана, которая наращивает свой экспортный потенциал, поставляя на внешние рынки готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. С каждым годом увеличиваются объемы и расширяется география экспорта текстильной продукции, произведенной в Узбекистане.

Необходимо отметить, что основными конкурентами на рынке ЕС для Узбекистана будут Пакистан, Шри Ланка, Монголия, доля текстиля в экспорте данных стран при системе GSP+ составляет не менее 80% от общего экспорта. Однако, есть и более крупные игроки, такие как Бангладеш, Индия, Вьетнам с которыми Узбекистан будет серьезно конкурировать за рынок. Важнее значение также имеет и политическая и социальная обстановке в стране. Узбекистан имеет все возможности нарастить экспорт текстиля в несколько раз, на фоне стран, где временами проходят забастовки и низко оцениваются условия и охрана труда. По оценкам экспертов при режиме преференциальной торговли GSP+ ожидаемый объём текстильной продукции до конца, текущего будет составлять более 150 млн.долл.США с последующим его увеличением до 1,2 млрд к 2025 году. Также, ожидается ощутимый рост интереса инвесторов и ритейлов.

Конкурентный анализ позволил определить следующие приоритетные направления:

- Пряжа и нитки (для производителей тканей);

- Ткани (для производителей готовой одежды);

- Трикотаж (для сетей супермаркетов и магазинов одежды);

- Женская, мужская и детская одежда (для сетей супермаркетов и магазинов одежды);

- Махровые изделия (для сетей супермаркетов, магазинов для дома и отелей).

Наряду с этим, особое внимание будет уделено и качеству экспортируемой продукции. Для завоевания своей нищи и конкуренции с Бангладеш и другими странами необходимо уделить большое внимание внедрению европейских стандартов и сертификации продукции, изучению требований сетевых компаний, международных брендов, ритейлеров, оформлению экспортных документов, маркировке товара, безопасность, упаковка, качества производимой продукции, установленные Европейскими странами, которые в последующем послужат увеличению, а также без перебойной поставки текстильной продукции на рынок ЕС.

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал